BezBoduna продолжает знакомить читателей с героями, в честь которых названы улицы Якутска.
В Якутске есть улица имени Кальвица. Об этом горожане знают. Это одна из главных магистралей Рабочего городка. Но кто он, Кальвица?
На этот вопрос затрудняются ответить даже те, кто на ней живет. А молодежь и вовсе не знает. Школьникам и студентам о нем не рассказывают. О нем нет ни строчки в изданной в «нулевых» годах «Энциклопедии Якутии». Его фотографии не публикуются в многочисленных фотоальбомах, изданных в разные годы в связи с юбилейными датами республики. Факт неоспоримый и печальный...
Командир звена
– Отто Артурович родился 1 декабря 1889 года в г.Иоэнсу Выборгской губернии Финляндии в семье рабочего лесопильного завода, – говорит известный исследователь истории авиации Якутии Иван Негенбля. – Учился в гимназии в Гельсингфорсе. В 18 лет поступил в морской торговый флот кочегаром, скопил нужную сумму, чтобы попасть уже в индустриальную школу. Окончив ее получил квалификацию судового механика и ходил на торговых судах.
Кальвица не остается в стороне от революционных событий 1917 года. Он, член социал-демократической партии, борется за установление советской власти в Финляндии. Когда в стране победили буржуазные силы, Отто еще какое-то время занимается подпольной революциорнной борьбой, потом был арестован, судим и бежал из тюрьмы в советскую Россию...
В России Кальвицу, как имевшего хорошее техническое образование, направили в школу красных морских летчиков. Окончив ее, он в составе авиации Балтийского флота участвовал в гражданской войне. А в декабре 1921 г. откомандирован на Карельский фронт и назначен командиром звена первого разведывательного гидроотряда.
Слава пилота
Отто Кальвица в 1926 году были совершены первые полеты над Камчаткой, над островом Врангеля, в 1929 году над Чукоткой и над северными районами Якутии.
На якутских авиалиниях Отто Кальвица находился с 1928 года и налетал здесь 40 тысяч километров, выполняя рейсы различного назначения. Большая слава к нему пришла в 1929 году после грандиозного по тем временам перелета: бухта Лаврентия – о.Врангеля – Среднеколымск – о.Ляховский – Казачье – Булун протяженностью более 5 тысяч километров. Это испытание Кальвица выдержал достойно.
Лучшие пилоты страны
В марте 1930 года экипаж тщательно готовил самолет №176 к дальнему перелету по маршруту Якутск – Сангар – Булун, чтобы доставить медикаменты. До этого летчики товарищества «Добролет» уже совершали несколько рейсов в Сангар, чтобы доставить почту.
Известно, что первым пассажиром борта №176 был известный герой гражданской войны партизан Егоров. Тогда самолет взлетел в районе Даркылаха, описал круг над Якутском и приземлился на Зеленом лугу. По этому случаю состоялся торжественный митинг.
10 марта 1930 года из Сангар в Якутск поступила телеграмма следующего содержания: «7 марта аэроплан 176, идущий в Булун, разбился. Летчики Кальвица, бортмеханик Лонгард, радист Карчевский убиты. Срочно принимаем меры. Самолет находится разбитым в 1,5 километрах от Сангар. Трупы подобраны.»
Самолет, о котором идет речь, попал в сильную пургу и потерпел аварию в районе Сангарских угольных копей.
Памятник Отто Кальвице в Сангаре
ЯЦИК с глубоким прискорбием известил жителей республики о смерти экипажа и телеграфировал в Москву в адрес исполкома Коминтерна: «Правительство Якутской республики, сообщая о трагической гибели пилота «Добролета» Кальвица Отто Артуровича, выражает соболезнование. Смерть героического летчика, старого большевика, активнейшего участника финской революции, приговоренного бело-финским правительством к десяти годам тюрьмы, никогда не изгладится из памяти трудящихся народов Якутии».
А газета «Вечерняя Москва» писала так: «Отто Кальвица и Франц Леонгард были одними из лучших пилотов страны, большими знатоками Севера и Арктики. Гибель таких людей создает досаду, горечь, невыразимое душевное угнетение, которое невозможно вместить ни в какие слова».
Тысячная процессия
9 и 10 апреля были объявлены траурными днями, над всеми административными зданиями города были вывешены траурные флаги. А 11 апреля состоялись сами похороны Это были торжественные по тем похороны.
«Никогда еще не собиралось столько народу, - пишет «Автономная Якутия». – Тысячная процессия с красными знаменами, транспарантами медленно двигалась из Дома Советов».
Из Дома Советов (ныне Академия наук республики) гробы были вынесены членами правительства и уложены в специально подготовленные сани. Гроб Сергея Карчевского его сослуживцы несли до самой могилы на плечах. Траурная процессия направилась к площади Марата. Здесь в мемориальном комплексе павшим героям гражданской войны в Якутии, был похоронен Карчевский. Отдав ему последние почести процессия двинулась дальше к аэродрому (Даркылахская пристань), чтобы проводить в последний полет летчика Отто Кальвицу и его бортмеханика Франца Леонгарда.
После митинга гробы были занесены в самолет. Прозвучал троекратный оружейный залп и борт, сделав два прощальных круга над аэродромом, взял курс на Иркутск.
В память пилотов
Отто Кальвица и Франц Леонгард похоронены у главного входа в иркутский Центральный парк культуры и отдыха. Рядом похоронен герой гражданской войны в Сибири и Якутии Нестор Каландаришвили.
Памяти пилотов посвящены две книги. Первая – о замечательном сыне финского народа, нашедшего вторую родину в Советской России, которой он верно служил до последнего дня своей жизни, вышла в печать в год гибели экипажа самолета №176 (С.Потапов. Памяти тт. Кальвица, Леонгарда и Карчевского. Якутск, 1931). Вторая книга Владимира Пестерева «Летчик Отто Кальвица» была издана Якутским книжным издательством в 1989 году.
Георгий СПИРИДОНОВ
НА ФОТО: На крыле самолета «Юнкерс Ю-20» Отто Кальвица (4-й справа) вместе с сослуживцами