Айсен Николаев в прямом эфире, состоявшемся вчера, 25 июля, разъяснил свою позицию по авиакомпании "Аврора" и созданию альянса.
- Разъясню суть вопроса. Есть поручение президента страны, направленное на обеспечение доступности пассажирских авиаперевозок на Дальнем Востоке. Мы все знаем, что прилететь из Чокурдаха в Якутск во многих случаях дороже, чем улететь отсюда в Москву. Это недопустимо. Поэтому республика дотирует внутриулусные и межулусные рейсы, но наших средств недостаточно. В общей сложности мы направляем на эти цели чуть менее 500 млн рублей, а нам нужно порядка 2,5 млрд рублей.
Президент дал поручение рассмотреть вопрос через создание определенного механизма, в том числе какой-либо авиакомпании, и решить эту проблему. Мы очень благодарны президенту за это поручение. В нем сказано, что эта компания должна работать с отечественными авиапроизводителями.В ходе обсуждения данной проблематики возникла идея сделать опорной компанией для решения данной задачи авиакомпанию "Аврора", принадлежащую Аэрофлоту и Сахалинской области. Конечно же у большинства субъектов, и в первую очередь у Якутии, появляются вопросы, связанные с руководством компании, с ее реальными возможностями, логистикой перелетов, размещением самолетов. И вообще, нас интересует, а как в этом случае будет изменена маршрутная система и система полетов внутри республики.
Было высказано предложение, чтобы все субъекты вошли туда как акционеры. На что было мы отметили, что у республики есть две авиакомпании в государственной собственности, а также мы участвуем в управлении авиакомпании "АЛРОСА". И зачем нам четвертая авиакомпания в этом случае? Лично для меня это абсолютно непонятно. Работа только через "Аврору" может поставить наши две авиакомпании, "Якутию" и "Полярные авиалинии", за грань выживания.
Я вышел с другим предложением, которое поддержали ряд авиакомпаний, субъекты РФ и руководители федеральных ведомств: не создавать единую компанию в виде юридического лица, а создать альянс авиакомпаний наподобие международных альянсов. Внутри этого альянса будет единая система продажи авиабилетов, обслуживания самолетов, поставки топлива. В таком случае будет больше возможностей для привлечения отечественной авиатехники: Суперджетов, С-21, Ил -114, Л-610.
Встречался по этому поводу с министром транспорта РФ, донес свою позицию до полпреда на Дальнем Востоке. Пришлось выступить в Совете Федерации, и сенаторы, кто там был, единогласно поддержали. В целом, идет конструктивный диалог, видно, что того быстрого решения о создании единой компании уже не будет.
Уверен, что наша позиция, при поддержке федерального центра и выделении дополнительных средств, позволит нам реально снизить стоимость авиабилетов при перевозке в наши улусы. Это и будет решение задачи по повышению транспортной доступности для жителей Дальнего Востока.
Также он ответил на вопрос, насколько реально не использовать иностранные самолеты и авиатехнику:
- Считаю, что это вполне возможно при дальнейшем развитии авиастроительства. Сегодня запускается ряд самолетов. Взамен Ан-24 будет Ил-114 и Л-610 с прекрасными летными характеристиками. Сейчас выходит в производство модернизированный Л-410 с высокой скоростью, с большей дальностью полетов, комфортными условиями. Кстати, один мы будем приобретать "Полярных авиалиний".
Напомним, что на недавнем заседании совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Айсен Николаев раскритиковал проект создания дальневосточной компании:
"Илья Александрович, у меня ремарка по дальневосточной авиакомпании, - сказал Николаев. - Еще раз хочу повторить, что я все-таки настоятельно просил бы Минтранс очень серьезно рассмотреть вопрос по альянсу авиаперевозчиков. Потому что Якутии в четвертую авиакомпанию входить акционером (...), и оставить нам (действующим якутским авиаперевозчикам) только убыточные рейсы - ну я еще не идиот, чтобы такие решения согласовывать".