Школьная программа сегодня не ограничивается стандартным минимумом. В расписание часто включают экологию, право, краеведение. Среди самых популярных предметов даже экономика.
Зачем восьмиклассникам знать основы рынка, и как дипломированному экономисту не остаться без работы, рассказал Николай Потапов, учитель экономики, заместитель директора по учебной работе Бийского лицея-интерната.
— Николай Николаевич, как ваши ученики изучают экономику?
— После седьмого класса у нас идет профильное обучение, и создаются группы социально-экономического профиля. В учебном клане, конечно, в большей степени математика, потому что без математики сегодня в экономике и в олимпиадном движении не справиться. Одних только знаний по обществознанию и гуманитарных моментов для этого не хватает. В седьмом классе мы предлагаем небольшой предпрофильный курс, где основы экономики вкратце рассматриваются. Понятно, что это идет в занимательной игровой форме, чтобы дети осознали немного, что им предстоит делать дальше.
— Ребята реально представляют себе то, чем им предстоит заниматься с восьмого класса?
— В восьмом классе я первый урок провожу так – начинаю, а они должны продолжить. Если я даю слово экономика, кто-то поясняет, что это урок в расписании кто-то – наука о том, как выжить, как заработать деньги. Когда мы потом комплектуем общее определение на основе общих ответов, получатся довольно серьезное понятие. Один мыслит так, другой так, но в целом они понимают, что это в будущем им пригодится. Они настраиваются, что экономика нужна не для того, чтобы просто что-то заучить, а чтобы разобраться и быть грамотным потребителем, а потом уже производителем.
— Экономика – довольно сложный предмет. Не рано ли ее изучать школьникам?
— Если мы используем больше практических занятий по закреплению – это довольно интересный курс. Через практику дети лучше осваивают. Нет смысла заучивать, зазубривать определения, которые даются. Самое главное – понять, что же это такое, и как это на самом деле происходит. Поэтому многие темы мы закрепляем через деловые игры. Тот же рынок. Провели, посмотрели, реально посчитали, и дети поняли отчего, что зависит.
— Вообще, зачем школьникам экономика?
— Во-первых, многие в дальнейшем связывают свою судьбу с экономикой. А во-вторых, при поступлении в высшее учебное заведение, они чувствуют себя комфортно. В любом вузе есть блок экономики, и им проще это воспринимать, потому что они уже это знают. Порой все на автоматах сдают экономику, потому что они это уже знают. А для того, чтобы участвовать в олимпиадном движении, у нас существует экономическая школа. Мы начинаем где-то с декабря готовиться к участию в «Сибириаде». Приходят ребятишки не одной параллели, а разного возраста. Порой бывает хорошо, что есть помощники, чтобы настроить младших на то, что необходимо на данной ситуации предпринимать.
— А курс финансовой грамотности, который сейчас есть во многих школах, похож на курс экономики?
— Там немного одностороннее изучение. Мы частично затрагиваем это на уроках, но целенаправленного курса у нас нет. Это очень полезно для детей знание. Они порой не задумываются о реальной действительности. Допустим, если мы планируем ситуацию и спрашиваем у детей, что случится на рынке обуви, если повысится спрос на комнатные растения. Они эти моменты «завязывают» с помощью взаимодействующих рынков, промежуточных рынков, все это графически показывают и правильно стараются отвечать. Дети до того интересно это все излагают. Например, обувь подорожает, потому что нужно несколько рынком связать между собой. Для комнатных растений необходимы удобрения, а их производят на химкомбинате, где производят резину для обуви. Производство резины сокращается, потому что не хватает мощности для удобрений, поэтому обуви будут выпускать меньше, и цена на нее будет возрастать. Вот так дети предлагают много линий, которыми можно завязать все, и для них это достаточно интересно.
— Сейчас часто говорят, что экономистов выпускают слишком много. Вы согласны с этим утверждением?
— Экономистов много, но большинство же идут работать не по специальности. Почему, например, стараются поступить в Новосибирский университет или Высшую школу экономики? Их выпускники на рынке труда больше востребованы. Те, кто туда поступает, после второго- третьего курса находят свою трудовую нишу, начинают работать. Лицеисты общаются с нашими выпускниками, они рассказывают, где трудно, где лучше. Чтобы экономисту потом занять свое место, нужно правильно выбирать вуз.