«Он должен был родиться во времена рыцарей. Он дружил бы с Дон Кихотом, помогал Санчо Пансе влезать на осла…» — так о Юрии Васильеве в программе говорит актриса Татьяна Лютаева. Конечно, мог бы!
Но Юрий Борисович родился вовсе не в Испании и не века назад. Детские годы Васильева — это родная Сибирь, Новосибирский Академгородок, пельмени, которые лепила вся семья. Вот как об этом рассказывает сам артист:
— Руководил процессом папа. Он надевал утром фартук, всем давал указания: ты делаешь фарш, ты катаешь тесто, а ты формуешь… И уходил. А потом, когда все уже было готово, он возвращался с рюмочкой водочки, розеткой из-под варенья с уксусом, перчиком и горчичкой — такой соус у него был… И вот по субботам мы лепили пельмешки по пятьсот-шестьсот штук, а потом — на балкон. И неделю их ели.
В 60-е годы модные книжки, актуальные пьесы, да и вообще новые веяния добирались до нашего города порой раньше, чем до Москвы. И «оттепель» в Новсибирске ощущалась по-особому. Отец Юрия Васильева был художником-газетчиком — сотрудничал с таким изданиеми, как «Советская Сибирь», водил знакомство с лучшими людьми города. К примеру, с академиком Лаврентьевым.
— По выходным мы гостили у Лаврентьева и его жены в Академгородке. Катались вместе на лыжах… Там вообще была удивительная свобода! Показывали американские фильмы, а в кафе «Под интегралом» играли джаз — своя жизнь…
В фильме «Такая короткая долгая жизнь» (1975)
Осознание того, что именно актерство — это то, чем в жизни стоит заниматься, пришло к Юре Васильеву в восьмом классе. И молодой человек поступил в студию при Новосибирском ТЮЗе.
— В ТЮЗе мы ставили «Письмо в 30-й век» Роберта Рождественского — опасная по тем временам была вещь. Потом мой педагог Кира Осипова сказала, что мне надо ехать в Москву поступать...
Учеба в училище им. Б. В. Щукина на курсе Юрия Катина-Ярцева, роли, пусть маленькие, в Вахтанговском театре, предложения поступить в труппу сразу от нескольких театров… Судьба распорядилась так, что вахтанговский по духу актер Васильев оказался в Театре сатиры, рядом с такими грандами, как Миронов, Папанов, Мишулин.
— В театре я получал 75 рублей и почти ничего не ел, — говорит Юрий Борисович. — Мы репетировали пьесу «Бег», где я играл Голубкова. Дело было летом: жара, а я в пальто, шарфе и шляпе… А тут еще такая ответственность: в мой первый год в театре мы выпускали премьеру за премьерой! В общем, я упал в обморок. Очнулся в гримерке и вижу врача, Анатолия Папанова и Георгия Менглета — они меня несли со сцены. И вот тогда Папанов сказал врачу: «Спасите его, он хороший артист!»
2010 года в Москве открылся частный «Театр Юрия Васильева», сегодня Юрий Борисович — его художественный руководитель, но продолжает работать и Театре Сатиры
1970-е. Васильев на летучке в Театре Сатиры с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом
Пластика у 63-летнего Юрия Васильева и сегодня феноменальная. А раньше он всерьез занимался классическим танцем. Когда-то, увидев в Большом театре постановку «Спартака» с Васильевой и Лиепой, он буквально заболел балетом. Это было настоящим потрясением для студента Щукинского училища.
— По дороге домой после спектакля я прямо на автобусной остановке станцевал партию Красса! — улыбается гость программы. — И вот когда мы показывали в «Щуке» свою дипломную работу, мы танцевали с Женей Симоновой. А Марис к тому времени стал завкафедрой танца. И тогда он сказал обо мне: «Это лучший танцовщик среди драматических артистов…»
В спектакле Театра Сатиры «Никогда не поздно»
Васильев по натуре авантюрист — ему нравится преодолевать трудности и добиваться, казалось бы, невозможного. Он написал автору бестселлеров Пауло Коэльо письмо с просьбой разрешить поставить пьесу по книжке «Вероника решает умереть». Положительный ответ пришел незамедлительно! Решил заполучить самого Пьера Ришара на свою первую картину «Продавец игрушек». И актер не только дал согласие, но на съемках слушался режиссера, как студент. При этом Юрий Борисович с иронией комментирует свой дебют в кинорежиссуре:
— Ришар говорил, что впервые снимается в кино, когда он сам не знает текста, а его партнер — французского языка.
«Васильев всегда умел дать понять женщине, что она прекрасна. Наверное, это в нем и привлекает». - говорит партнерша Юрия по сцене Алена Яковлева
Что ответил Юрию Борисовичу Пьер Ришар, когда узнал, что перед ним не костюмер, а режиссер фильма, в котором ему предстоит сниматься? Как молодой абитуриент Щукинского училища в буквальном смысле заткнул за пояс французскую кинозвезду Жерара Филиппа? За какую придумку исполнителю роли герцога Бекингэма в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» Алексею Кузнецову стоило бы заплатить Васильеву авторский гонорар? Об этом — в программе «Мой герой» 1 февраля на «ТВ Центре».
Подготовил Петр Лихолитов,
Фото канала «ТВ Центр» из архива Юрия Васильева