Взгляд в прошлое: страницы «Бийского рабочего» хранят память об исчезнувших предприятиях

24.03.2018 10:23 3

Взгляд в прошлое: страницы «Бийского рабочего» хранят память об исчезнувших предприятиях

Полина Бурнашева, 11в класс, гимназия № 1

Газетный листок не стареет, не умирает, а бережно хранится десятки лет. Главное, чтобы там было написано то, что будет интересно читателю через годы.

Недавно зашла в школьную библиотеку за книгой. Иногда я нахожу здесь немало неожиданного. И в этот раз попалась стопка старых альбомов по рисованию, с вырезками из нашей городской газеты «Бийский рабочий».

– Эти альбомы делали вы, когда ходили в пришкольный лагерь, – дружелюбно заметила библиотекарь. – Тебя, скорее всего, тогда не было, но твои подружки точно приложили руку к этому источнику знаний.

Придя домой сразу же взялась переворачивать страницы: стало интересно читать.

ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ

«Остановка «Электропечь», «Остановка «Продмаш», «Остановка «Табачная фабрика», Остановка «Котельный завод»: пройдет совсем немного лет, и молодые горожане будут только гадать: почему и откуда такие названия? Но, оказывается, эти предприятия имеют самую настоящую героическую историю. Краевед Эльзас Шмойлов опубликовал в «Бийском рабочем» немало статей, из которых можно узнать, что в войну более десятка предприятий были эвакуированы в Бийск. И за короткое время, закончив монтаж оборудования, они стали выпускать продукцию, так необходимую фронту.

Сегодня многих советских предприятий либо уже нет, либо они существуют совсем в другом виде. На большинстве зданий – огромные рекламные щиты. И нет мемориальных досок, других памятных знаков о прошлом заводов, фабрик…

Как из песни слов не выкинешь, так и любая история не должна быть скрыта. Хорошо, что газетные статьи из школьного альбома открыли мне столько нового из прошлого моего города. Города, о котором я многое не знала.

ПОМНИТ ПЕРРОН ВОКЗАЛЬНЫЙ

Город начинается с вокзала, как театр с вешалки… На газетном фото в альбоме вижу пустырь, где стоят машины и виднеется кирпичное здание с надписью «Вокзал». Неужели все было так неуютно? Но вот статьи с актуальными и сейчас заголовками: «Каким будет лицо города?», «Новый вокзал будет украшением города» и наконец «Похорошел старичок-вокзал».

Историю появления нового вокзала можно проследить по газетным публикациям. «Бийский вокзал был сдан в эксплуатацию в декабре 1914 года. И только в 1928 году был отправлен полносоставный пассажирский поезд».

А вот новая заметка: «Старый вокзал снесен – строится новое здание».

Мои ровесники и не помнят, что на месте нового вокзала было здание со столетней историей. Если постараться, после прочтения газетных статей можно представить перрон старого вокзала, который заполонили плачущие женщины, провожая мужей, сыновей на фронт, можно услышать и звон огромного колокола, дающего сигнал к отправлению, и полюбоваться огромными часами на перроне. Отсюда провожали бийчан на фронт в Первую мировую войну, провожали в Великую Отечественную, праздновали Победу в мае 1945 года… Может, надо было сохранить этот кусочек нашей истории?

БЫЛИ КУРАНТЫ, БЫЛИ…

А вы когда-нибудь слышали про городские куранты? Однажды, посетив Москву, председатель горисполкома Леонид Гаркавый решил, что и в нашем городе должны быть куранты. Сказано – сделано. Они были установлены на здании городского драматического театра. Как много они значили для бийчан и как грустно, что их убрали. Остались только на вырезке из газеты.

Закончился один альбом со статьями. А любопытства только прибавилось.

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ – НЕПРОСТАЯ ДОРОГА

Гордимся, что знаменитый этот тракт начинается в Бийске. Возле Красного здания краеведческого музея установлен даже символический знак «Нулевой километр Чуйского тракта». А дальше – Бия и мост через нее. Из очередной газетной заметки узнаю, что был и другой мост. «Наплавной мост служил 30 лет». Я знала только о понтонном. Удивилась, когда узнала, что был и деревянный. Оказывается, «в 1933 году начались подготовительные работы». Уже через полгода поперек стремительной Бии встал наплавной мост. В день торжества в газете «Звезда Алтая» (так назывался тогда «Бийский рабочий») был напечатан рапорт крайкому партии и крайисполкому. «Бийский мост является крупнейшим наплавным мостом в Союзе». Первый наплавной мост в Бийске был сдан в эксплуатацию в 1934 году. 30 лет он верой и правдой служил бийчанам и жителям окрестных районов, пока ему на смену в 1964 году не пришел нынешний красавец из бетона и металла.

СВИДЕТЕЛИ И СУДЬИ

Беззащитные листочки, пожелтевшие, постаревшие – свидетели и судьи. Для меня они стали помощниками в открытии неизвестных для меня страниц. Спасибо учителям, которые заставляли нас делать вырезки, спасибо библиотекарям, сохранившим эти бесценные альбомы! А самая большая благодарность – нашей газете, 100-летнему юбиляру – «Бийскому рабочему», который уже целый век пишет историю нашего города, сохраняет прошлое Бийска для новых поколений.

И не беда журналистов, что многое из того, о чем они писали, воспринимается иначе, чем когда-то, а что-то вообще исчезает с городских улиц. Но благодаря труженице-газете, оно не стирается из памяти.

Могу предположить, что продвинутые ребята, которые сядут за наши парты, сохранят в электронном варианте альбомные страницы с газетными вырезками. И это уже будет рассказом и о нашей работе: как мы собирали материал, как его хранили. А еще станет данью памяти. Вот бы все так и случилось…

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости