На заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации был рассмотрен вопрос законодательного обеспечения построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации.
Как отметил Председатель Совета по Арктике и Антарктике Вячеслав Штыров, ранее советом рассматривались вопросы развития Северного морского пути, железнодорожной инфраструктуры в Арктике. «Настало время более комплексно рассмотреть развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации», — подчеркнул сенатор.
С основным докладом выступил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев. Он рассказал, что подготовлен проект федерального закона, которым будут внесены изменения в закон о Северном морском пути. А именно — во-первых, будет изменено понятие «каботаж» (теперь каботажными перевозками будут считаться любые перевозки грузов, пассажиров, багажа и буксировки, а не только из одного морского порта в другой, как это есть сейчас); во-вторых, будет закреплена определенная грузовая база под российским флагом, то есть углеводороды, добытые в России, будут проходить по Северному морскому пути под флагом РФ: в-третьих, функции Администрации Северного морского пути будут расширены. Это необходимо, потому что работа всех видов транспорта, которые обеспечивают жизнедеятельность в Арктической зоне, должна быть скоординирована. А также потому, что «та администрация, которая создана, достаточно хлипкая и не выполняет те задачи, которые могли бы решаться такой администрацией в этом сложном и нужном регионе страны».
На заседании были высказаны предложения, что за координацию работы на Северном морском пути должен отвечать «Росатом», так как основной ледокольный флот содержится в подведомственной ему структуре «Атомфлот».
На это председатель Совета сказал, что с таким предложением соглашаться принципиально нельзя. «Атомфлот» — это одна из структур, которая участвует в логистике, одна из структур и не больше», — сказал Вячеслав Штыров. Потому что ледокольная проводка это только часть работы по содержанию СМП, а есть ещё вопросы обеспечения безопасности плавания судов, их спасения в чрезвычайных ситуациях, организации связи, диспетчеризации, мониторинга ледовой и гидрометеообстановки. Кроме того, значительная часть ледоколов не принадлежит «Росатому», а их работу тоже надо координировать. В Арктике, подчеркнул он, сегодня создана мощная грузовая база — на Ямале реализуются крупные нефтегазовые проекты, на Гыданском полуострове ведутся проработки, значит, грузовая база будет только увеличиваться. «Следовательно, танкеры должны там ходить, как трамваи — непрерывно», — подчеркнул сенатор. Поддерживать арктическую морскую трассу в постоянной готовности сложно, но именно в этом случае она сможет составить конкуренцию Суэцкому каналу и стать настоящей международной магистралью. А для того, чтобы это произошло, убежден сенатор, необходимо создать структуру управления, которая координировала бы всю эту работу.
Кроме того, считает Председатель Совета по Арктике и Антарктике, Северный морской путь должен быть усилен с помощью железнодорожной трансарктической магистрали. Соединение морских, железнодорожных, речных путей, с одновременным развитием арктической авиации важно с точки зрения национальной безопасности, экономического развития Арктической зоны. Однако общего понятия о том, как должна развиваться транспортная система в Арктике, на сегодняшний день нет. А это значит, что надо создавать новую, комплексную, современную стратегию развития транспорта применительно к Арктической зоне Российской Федерации, подчеркнул Вячеслав Штыров.
Также на заседании было отмечено, что совместно с Минэкономразвития РФ Советом по Арктике и Антарктике разработан новый вариант проекта закона о развитии Арктики, в котором большое внимание уделяется специальным механизмам реализации опорных зон. На данный момент проект закона находится на согласовании Правительства РФ.
Ольга Фомина