Ушедший в небытие кокошник неожиданно объявился на чемпионате мира по футболу на стадионе «Лужники». В момент великого напряжения всех болельщиков объектив оператора выхватил три колоритные богатырские фигуры русских фанатов: мужчины и женщина невозмутимо жевали хот-доги. На их головах возвышались кокошники, а правильнее – условная стилизация девичьего головного убора – коруны или венца. Головной убор представлял собой обшитый тканью легкий веер из толстой бумаги, зафиксированный на обруче-резинке, расшитый и украшенный понизью.
Сувенирные модели венцов-корун сегодня именуются кокошниками. Кокошник так кокошник! Гораздо интереснее ответ на вопрос, почему он стал необыкновенно популярен на московском чемпионате?
Ряд неожиданных побед, гордость за футбольную команду и за страну… Все это вместе распахнуло двери болельщикам. Атмосфера большого праздника способствовала неосознанным поискам символики общей российской идентичности. И тут вполне закономерно, но в то же время неожиданно для всех таким символом стал кокошник – один из главных элементов русского костюма. Символ русской женщины, который коллективное сознание безошибочно оформило как манифест идентичности России.
В ночь на 8 июля прошел матч ¼ финала чемпионата мира по футболу с участием нашей сборной. Начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова поддержала российскую сборную и выложила в Instagram фото, на котором в знак поддержки российской сборной снялась в кокошнике.
Это должно было произойти. Наш народный костюм – здесь, рядом, жив в нашей ментальности, в нашей памяти. Быть может, поэтому из множества образов объектив оператора безошибочно выхватили свой, главный образ!
Потребность в собственном национальном костюме прорывается на наши улицы. Санкт-петербургские модницы надевают всеволжские кокошники. И совсем недалеко то время, когда из далекого забытья, из пепла времени, из сундуков этнографов и ценителей восстанет наш национальный костюм.
Процесс восстановления национальной идентичности идет снизу. Стимулируется он проснувшимся желанием людей знать свои корни, восстановить забытую родословную, защититься от эрозии души, потери духовности, утраты уверенности в завтрашнем дне. Неслучайно символом нашей общности, русского мира сегодня стал элемент национального костюма – кокошник, который футбольные фанаты расхватывают на сувениры. И возможно уже завтра он – кокошник – вновь воцарится на подмостках первых домов моды.
Иностранцы видят в кокошнике исключительно российский атрибут и везут его в подарок женщинам и детям. Такого ажиотажа продавцы не ожидали – товар закончился столь быстро, что многие даже не успели ахнуть. И если для болельщика кокошник – своеобразный символ поддержки сборной, то для малого предпринимательства он – лишняя возможность подзаработать.
Делают кокошники во Всеволжске, Кирове и Ярославле. У каждого города своя специализация. Ярославль штампует продукцию более низкой ценовой категории, которая хорошо расходится для детских утренников. Всеволжск же рассчитывает вернуть кокошник в массовый обиход. Поэтому цены, а соответственно и качество, здесь несколько выше.
Кокошники. Киров, 2018
Чемпионат еще в самом разгаре, а мастерские продолжают принимать заказы. Однако этим вряд ли ограничится. Ведь история с кокошниками набирает обороты. Сувенирный кокошник даже готов затмить самый известный российский сувенир – матрешку.
Кокошник – относительно поздний тип праздничного головного убора, сменивший составной убор типа кики замужней женщины в традиционном костюме русских. Название «кокошник» впервые упоминается в ХVII веке и происходит от древнерусского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Образ женщины в дохристианских воззрениях – образ птицы. Характерная черта кокошника – гребень.
Неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже начиная с десятого века древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев X–XII столетия обнаружилось нечто, похожее на кокошник.
Женщина в кокошнике на антефиксе этрусского храма
Издревле все женские головные уборы подразделялись на те, что носили девушки, и те, что надевали замужние женщины. И названия девичьих уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почелок, коруна, головодец, тканка. Несмотря на разнообразие, головные уборы друг на друга очень похожи. В основе – древнейший девичий убор: венок из цветов. Он представлял завязывающуюся сзади повязку. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.
Коруна (венец) — девичий головной убор
Для его изготовления в дело шли ленты, парча или другая ткань, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками, живые или искусственные цветы.
Согласно поверью, волосы замужней женщине нужно было прятать. Женщина с непокрытой головой могла принести в дом несчастье. Главной особенностью женского головного убора было то, что он плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Кокошник считался праздничным головным убором, и в повседневной жизни его не носили. Он был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент – металлическая ленточка – обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент-оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» – знак плодородия, по бокам S-образные фигуры лебедей – символы супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого – новое поколение.
К.Е. Маковский. Русская красавица
В разных губерниях кокошник имел свои особенности и внешний вид. Наиболее известные типы – новгородская «кика» или «головка». Усеченный конической формы, расширяющийся вверх – московская «кичка». Невысокая цилиндрическая шапка с плоским дном, с наушниками и позатыльником – каргопольский кокошник.
Однорогий кокошник костромско-ярославского типа
Шапочки с высоким полукруглым твердым гребнем – однорогий кокошник владимирско-ярославского типа. С треугольным гребнем – однорогий костромско-ярославский тип.
Однорогий кокошник владимирско-ярославского типа
Колпак с высоким очельем и шишками – псковский кокошник. «Моршень» с выступом на темени, собранным в сборки, – архангельско-вологодский кокошник.
Моршень
В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок»,«наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй» или, например, «сорока».
Кокошник псковского типа с шишками
Двурогий кокошник
Каргопольский кокошник
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор, но кокошник выжил в крестьянской и купеческой среде.
П.С. Дрождин. Портрет купчихи в кокошнике
В Екатерининскую эпоху интерес к русской истории и российским древностям возрождается. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII века. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Кокошник возвращается в женский придворный костюм.
Стефано Торелли. Портрет Екатерины II
Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в одежде. И снова в высшее общество вернулось некое подобие старинных русских кокошников.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Подобные платья вплоть до отречения Николая II шила для императрицы и великих княгинь мастерская Ольги Бульбенковой.
А. Ладюрнер. Белый зал в Зимнем дворце, 1838 г.
Во второй половине XIX – начале XX столетия в России вместе с подъемом экономики вновь возникла мода на русский стиль, вызвавшая интерес к русскому костюму.
К.Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме, 1900
В начале XX века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», вызванное волной русской иммиграции после революции 1917 года. Яркие краски, невероятные фасоны, роскошные головные уборы притягивали взгляд и не могли оставить равнодушным ни одного эстета. С 1910 по 1920 годы только в Париже открылось около 20 модных домов, культивироввших русский стиль.
Между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который в 1919–1929 годах входил в арсенал модниц всего мира.
Звезды Голливуда в кокошниках
В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора. В подобном венце выходила замуж будущая английская королева Мария Текская – бабушка королевы Елизаветы II.
Английская королева Мария в подвенечом одеянии
В XX веке вместе со сменой укладов, революцией, Гражданской войной, постоянным перемещением народных масс в поисках лучшей доли, репрессиями, индустриальными стройками, урбанизацией, идеологической подоплекой строительства нового быта происходит отторжение пережитков прошлого. Утрачиваются и оригинальные названия русских головных уборов: коруны, венца, кокошника, борушки, сороки, моршени, кики, кички, шеломка. По сути, разные традиционные русские головные уборы объединяются одним собирательным термином – кокошник (на Западе – the Kokoshnik).
Несмотря на политическую блокаду последнего столетия, русские мотивы народной одежды время от времени овладевали европейскими подмостками.
«A la Russ» – стиль, открытый известными модельерами еще в XX веке, – по сей день остается любимым для многих домов мод. В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Opera-Ballets russes», объединив в ней крестьянские костюмы и придворную роскошь.
John Galliano, 2009
После показа многие модельеры обратили внимание на русский стиль и начали использовать понравившиеся элементы в своих работах. В 1980-х модный дом Christian Dior создает зимнюю коллекцию в русском стиле. Джон Гальяно подхватил эстафету в 2009 году.
Интерес к русскому костюму просыпался не только у русских, но и у европейцев в моменты русских побед, например в войне 1812 года, на волне экономического подъема 1903–1913 годов (царские костюмированные балы), а также насаждался сверху при необходимости консолидации для решения новых задач (времена Екатерины II, Николая I).
Анализ культурного опыта наших соседей подтверждает сказанное. Интерес к немецкому костюму, появление секций национального костюма Tracht, Dirndl в крупных сетевых магазинах произошло на патриотическом подъеме воссоединения двух Германий.
Интересен также опыт украинской вышиванки. Не стоит отрицать, что она сыграла не последнюю роль в сплочении украинцев после «оранжевой революции». На волне общего подъема той части населения Украины, которая поддержала эту революцию, стало популярным всё, что касалось национальных традиций, в частности одежды. Это ещё раз подтверждает великую силу народной одежды даже в далекой от нее политической сфере.
Анна Наволоцкая