Полина БУРНАШЕВА, 11-й класс, гимназия № 1
Осенняя сырость, серый день, желание поднять настроение заставили зайти в выставочный зал «АлтайТалантБийск». Небольшая группа. Экскурсовод, как я скоро поняла, профессиональный художник, переходя от картины к картине, делает свои комментарии. Прислушиваюсь к говорящему.
– Художник нашел себя именно в пастели, – продолжает экскурсовод. – Это такая нежная техника. Ею можно выполнять самые разнообразные работы. Возьмем, например, цветы, Николай не выделяет каждый цветочек и лепесточек, этого нет. У него все цельно. Ему важно настроение.
В тот же вечер, забыв о дурном настроении, попыталась больше узнать о Николае Пономарёве, посмотреть другие его работы. Оказалось, что он много занимался графикой. Выполнил чудесную серию работ «Старый Бийск». А первая специальность Николая – книжный график. Он какое-то время занимался оформлением книг. Но пересилила тяга к цвету. Да и выезды на этюды, поездки по Алтаю предполагали писать с натуры.
Посещение выставочного зала подарило мне несколько запоминающихся встреч. Одна с удивительным, полным юмора и красоты человеком – Ольгой Степановной Форнель. Она была лично знакома с Николаем Анисимовичем, бывала у него в мастерской. И даже рассказала, как радовалась, неся подаренную Пономарёвым работу домой: «Несла картину, как Буратино азбуку под мышкой».
Ольга Степановна замечательно тогда сказала: «Хочется верить, что у нас все будет хорошо, когда есть такие ангелы-хранители, как жена Николая Светлана Алексеевна. Она – неотрывная часть его души, так прочно они слились при жизни, что она все еще не хочет и не может его отпустить».
Я все больше и глубже всматривалась в работы. Мне казалось, что заманчивая дымка пастели хочет мне что-то подсказать, но открыть эту завесу должна я сама. В везение не верилось. Мне казалось, что встреча с женой Николая Анисимовича – это волшебство, подарок, а может, урок?
Когда она рассказывала, как познакомилась со своим будущим мужем, какие это были романтические встречи, бесконечные разговоры ночами, стихи, было ясно, что встретились две родные души. Молодая семья стойко переживала все бытовые трудности. Их любовная лодка выдержала шторма и бури. Правда, их поддерживали родители, помогая воспитывать Аню и Максима. Детей Пономарёвы тоже приобщали активно к искусству, учили рисовать, часто брали с собой на этюды.
Мне было удивительно, почему Светлана Алексеевна, столько времени проводя с мужем-художником, увлеклась фотографией и даже стала дипломантом многих выставок? Но она все объяснила просто.
– Когда мы выезжали на этюды, то у меня были другие, прозаические, задачи, – вспоминала Светлана Пономарёва. – Мне надо было обеспечить мужу комфортную работу, чтобы он не отвлекался на бытовые мелочи, чтобы у него из-за них не портилось настроение. Потому готовила еду, кормила, подносила, уносила, мыла кисти. Я знала, что надо обустроить ему место. А вокруг было столько красоты, что в минутки отдыха я брала фотоаппарат…
Делая фотоэтюды, она не ставила перед собой цели показать их кому-то, кроме мужа. Но именно он убедил ее не бояться открыть свое творчество. Весной этого года Светлана Алексеевна получила диплом за серию работ, 160 фотографий у нее купили. Выставка в Барнауле в галерее «Универсум» открылась 10 ноября. А в планах еще совместная экспозиция в Москве.
…Экскурсанты дружно покинули зал. А мне не хотелось, чтобы за дверьми меня снова встретило серое настроение. Я поняла, откуда берутся такие светлые состояния, которые уловил художник. Многое изменилось после знакомства с работами Николая Пономарёва, его женой Светланой Алексеевной. Их творчество, их семейная жизнь – понятия неразрывные, взаимообогащающие. Они, наверное, и порождают удачу, успех и дарят бесценные минуты счастья.