Вышивальщицы, художницы, вязальщицы, рукодельницы из Бийска и близлежащих районов представят свои работы, увидеть которые можно будет в выставочном зале с 24 ноября.
ЭТО ВАМ НЕ ИГРУШКИ
Зинаида Соркина в выставке решила принять участие впервые по совету дочери. Из сумки они вынимают принесенные вязаные шары. «Так, а у вас елочные игрушки?» – интересуются журналисты и тут же попадают впросак, сталкиваясь с удивленным взглядом рукодельницы.
Зинаида Сорокина показывает темари – японские шары.
– Почему игрушки? Это же японские шары темари, – поясняет Зинаида Анатольевна и рассказывает предысторию этого вида вышивки.
Оказывается темари – это традиционный вид японского рукоделия, декоративный шар, расшитый орнаментальным узором. Само слово «темари» с японского переводится как «мяч принцессы», а история этих мячей начинается в VIII веке. Тогда из Китая в Японию пришла игра «кемари» – «ножной мяч». В этой игре нужно было подбрасывать ногами небольшой кожаный мячик, а играли в нее исключительно аристократы. Постепенно игра перешла к знатным дамам, а они предпочитали не пинать мячик ногами, а перекидывать из рук в руки. Так как с мячиками обращались гораздо более бережно, их начали украшать богатой шелковой вышивкой. Это стало традиционным женским рукоделием – аристократки соревновались в изготовлении темари, придумывая самые замысловатые узоры. Таким образом, игра дала начало декоративному искусству, и темари превратились в украшение, предмет роскоши, дорогой подарок и талисман.
К российским рукодельницам такое ремесло перекочевало прежде всего с помощью интернета. Вот и Зинаида Соркина на страничке подруги в соцсети подглядела мастер-класс по вязанию замысловатых шаров. Попробовала – получилось. Не сразу, конечно. Главный секрет удачной композиции – правильно сделать разметку будущего рисунка.
ЧАЕВНИЧАЙТЕ!
Арине Афанасьевой на выставку – прямая дорога, ведь она декоративно-прикладным искусством овладевает на профессиональном уровне. Арина – студентка Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса. В прошлом году свои графические работы на суд зрителей она уже выставляла. В этот раз решила показать многослойное панно – относительно новую технику для России. Популяризировать его начали в Чехии. Один за другим по заранее разработанному эскизу появляются слои картона, фанеры, древесины или других материалов, которые выбирает мастер. И так – несколько десятков слоев. В итоге получает многоуровневая картина, создающая иллюзию объема. Каждый слой – новая деталь.
– Я выбрала для работы 11 слоев картона, – рассказывает Арина. – Это не так много. Есть работы, в которых 15–20 слоев. Над одним панно можно работать месяцами.
Юная участница делится советами, как не бросить затею на полушаге, когда кажется, что ничего не получается. Просто отвлечься от работы – отдохнуть, попить чайку, прогуляться. Придет вдохновение снова – тогда и надо садиться за работу.
Арина уверена, что сможет удивить зрителей своим произведением, ведь подобного на выставке еще ни разу не было представлено. В рукоделии – все как в моде, есть свои направления, которые сегодня востребованы, а завтра забываются. Так, казалось бы еще совсем недавно бийчанки-«чудоручки» увлеченно варили мыло и занимались декупажем. Потом на смену пришли резьба, бисероплетение и керамика.
Вышитые картины Любови Можеговой.
ГОНЧАР ДОМАШНЕГО ЗНАЧЕНИЯ
Именно художественная керамика – один из любимейших видов техники Наталья Шевцовой, преподавателя Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса, вместе с Ариной готовящейся к выставке.
– Все начинается с замысла, – рассказывает Наталья Александровна. – Нужно придумать образ, что у вас будет: бусы, крынка, статуэтка… А потом подбирайте материал. Я готовлю глиняную массу по специальной технологии. Потом придаю объем: леплю руками или на гончарном круге. Затем изделие на несколько дней оставляю сушиться при комнатной температуре, шлифую, а потом – в печь.
Профессионалы, понятное дело, духовкой не пользуются. Для обжига изделий из настоящий глины нужна печь, которая способна дать жар под тысячу градусов. И лишь после этого приступают к росписи.
Впрочем, Наталья Шевцова подсказывает, что попробовать себя в роли гончара может любая мастерица. В магазинах для рукодельниц сегодня продается полимерная глина – пластичная масса, которая напоминает пластилин. Производители такого материала выпускают его в широкой цветовой гамме, которая не меняется в результате тепловой обработки. Поэтому готовые изделия не требуют окраски. А мастера лепки из полимерной глины способны создавать из нее шедевры, особенно в бижутерии. Есть виды глины, которые и запекания не требуют – они просто сохнут и теряют эластичность.
ДЛЯ ПРОФИ И ЛЮБИТЕЛЕЙ
Так и подходят одна за другой участницы будущей выставки: кто-то профессионал, кто-то любитель. Работы принимают у всех. Такая выставка – очень важна для самореализации творческих людей, говорят женщины. Людей посмотреть очень интересно, но и себя показать хочется.
Конечно, конкуренции как таковой среди участниц нет – все таки это не Олимпиада, а конкурс. Но еще в прошлом году жюри заметило, как многие женщины приглядываются к чужим работам, сравнивая со своими и делая для себя выводы, что где «подтянуть» к следующей выставке. Так что не удивительно, что уровень мастериц с каждый годом только растет, говорит Ольга Репницына, главный специалист управления культуры, спорта и молодежной политики.
Непросто приходится и жюри конкурса, нередко среди судей – представительниц городского женсовета, искусствоведов и работников музея вспыхивают настоящие дискуссии: чья работа краше? А ведь счет им идет уже сотнями…
Возможно, среди них появится и ваша – успейте подать свои работы в выставочный зал для выставки конкурса «Восславим женщину. Чудо рук женских».