Меры пожарной безопасности должны были стать единственным вопросом повестки вчерашнего заседания городской комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Однако встреча представителей служб экстренного реагирования больше напоминала зачет о правах и обязанностях ведомств. «Я за это не отвечаю» — было, пожалуй, фразой, произносимой чаще всего. Остается лишь надеяться, что пожарным, чиновникам и надзорным службам так тяжело было только в учении.
В городе есть целые районы без должного водоснабжения, что, конечно, в случае ЧП может обернуться большой бедой. Пожарные гидранты, водоемы, водонапорные башни — все это сильно облегчает задачи пожарным, которым порой приходится ездить «заправляться» спасительной водой за тридевять земель. Страдают этим и старенький жилфонд, и новые возводимые комплексы.
В качестве примера привели коттеджный поселок в районе нового моста. Именуется он по-морскому — «Адмирал». Только с водой тут туго. Застройщик должен был предусмотреть обустройство пожарных гидрантов — оборудования, которое обеспечивает удобный забор воды при подключении пожарных рукавов для наполнения цистерн или тушения очага возгорания. В планировке они были, а вот на деле так и не появились.
Прозвучала мысль, что надо отлеживать, чтобы проекты воплощались в жизнь еще и на практике. И тут оказалось, что следить за этим некому. То есть при очередной проверке надзорными органами предписания выписывать можно. По факту. Нет гидранта — штраф. А вот кто должен проконтролировать соблюдение правил пожарной безопасности непосредственно при строительстве — так и не ясно.
Отдел архитектуры, конечно, должен предусмотреть при отводе участков под застройку наружное водоснабжение. Но это опять же, меры рекомендательные. И говорить частному лицу, что в каком порядке тот должен возводить — нельзя. Управление ГОЧС и ПБ кивает в сторону на управления капитального строительства. Там лишь руками разводят: стройка не муниципальная, на каком основании вмешиваться.
— А кто курирует строительство? — задается вопросам Анатолий Мякшин, начальник управления ГОЧС и ПБ. — Не я же. Определитесь и выдайте предписание. Мы вот права не имеем, но все равно возьмем на контроль.
«Может, финансирование застройщику не позволяет гидранты поставить?» — звучит предположение из зала.
— Это не наши проблемы, — говорит Александр Студеникин, и.о. главы администрации. — Застройщика. Поселок строится. Все, что предусмотрено инфраструктурой, должно быть. Если нет полномочий — приглашайте застройщика в администрацию. Пусть расскажет.
От конкретного «Адмирала» перешли к городу в целом. Чтобы понимать, где наибольшая вероятность возникновения в Бийске масштабных пожаров, отделу архитектуры поручили сформировать реестр территорий с низкой пожароустойчивостью. Главным показателем включения в этот список должна стать плотность застройки.
В принципе, и так понятно, что наиболее уязвимы с этой точки зрения районы частного сектора. Это все наши поселки: Мочище, Жаворонково, Боровой, старый Зеленый Клин, Заречье, — перечисляет потенциально опасные места Анатолий Мякшин.
— Так это весь город! — восклицает Петр Ионенко, начальник отела архитектуры и градостроительства, по всей видимости, предвидя объем работы. — По каким параметрам территории отбирать?
— Не готов сказать, — признается Анатолий Дементьевич.
Оказывается, «на глазок» плотность застройки не определить, поясняют пожарные. Отталкиваться нужно от коэффициента, установленного краевым постановлением — соотношения незастроенных площадей к застроенным. Показатель этот для каждой территории свой: для участков, где размещены частные дома, двухэтажные, многоквартирные… Высчитывать это соотношение для каждого земельного участка придется отдельно, а для этого необходимо знать обо всех имеющихся надворных постройки, этажности домов, площадях земельных участков и прочее.
Пойти легким путем не получилось: на Фоминское, Боровой или Жаворонково отдельные паспорта с таким данными есть. А вот на такие районы как Мочище или Заречье — нет: только на город в целом. В общем, этот вопрос признали непроработанным и отправили отдел архитектуры и управление ГОЧС и ПБ на «пересдачу».
— Инвентаризацию за три дня не сделать, — сразу предупреждает Анатолий Мякшин. — А мы даже не знаем, как ее делать. Но Госпожнадзор нам дал указания создать реестр.
— Нам бы еще понять, как выглядит этот реестр, — заключил Петр Ионенко.
Понятно, что бумажной работы предстоит проделать немало. Но главное — что она даст с практической точки зрения?
Вопрос «Кто за что отвечает?» возникли и у управления по работе с населением, сотрудники которого традиционно разъясняют необходимые меры безопасности. С этим, к слову, по-прежнему беда. Надзорные ведомства обязывают, чтобы у каждого домовладения были средства пожаротушения и бочки с водой, но на деле достигается это с трудом.
В пример жителям частного сектора приводят, как ни странно, садоводства, председатели которых оказались более дисциплинированы. Правда, решающую роль вряд ли сыграла гражданская сознательность. По признанию чиновников, куда эффективнее оказалось наказание рублем, ведь за невыполнение предписаний пожарной службы грозят немалые штрафы. Однако свалки, годами скапливающиеся на территории садоводств, по-прежнему представляют опасность. Вот и решено в ближайшее время провести рейды по выявлению таких мест, где кабы не вспыхнуло чего.
И все же с приходом холодов и начавшегося массового печного отопления внимание должно уделяться именно частному сектору, обозначили на заседании комиссии. Оно, кстати, и не снижалось после прокатившейся по стране волне пожаров. Одна только ростовская стихия чего стоит — из-за возгорания в одном доме при сильном ветре огонь перекинулся на соседние строения. В итоге через час-другой полыхало уже три квартала. Более шести сотен человек пострадали. После этого стали спешно проверять, как готовы к подобным ЧП в регионах. Чиновники сверху выходили на надзорные ведомства, на местные администрации, на старших оперативных групп по предотвращению пожаров. И тут выяснилось, что при составлении планов работы в подобных экстренных ситуациях в управлении ГОЧС и ПБ Бийска руководителями таких групп назначили специалистов управления по работе с населением.
Людмила Балахонова, начальник управления, говорит — ее людям сходами населения, оповещением, заниматься, памятки раздавать — но уж никак не организовывать работу пожарных расчетов. Этим должны заниматься специалисты — спасатели, пожарные, а не канцелярские работники.
В управлении ГОЧС и ПБ поясняют: старших маневренных групп назначали по месту проживания. Живет представитель управления в районах повышенной пожароопасности — в Фоминском, Нагорном или Сорокино — ему и возглавлять группу. Вот только выяснилось, что назначенные старшие живут в центральной части города, на Стройке и Зеленом Клине. И даже в случае ЧП едва ли окажутся на месте раньше пожарных машин с проблесковыми маяками.