— Когда я появился на свет, трудно было представить, что когда-то стану художником… Наверное, это Божий промысел. Ведь я родился в Иваново, в 1938 году. Рассказывали, что я был очень светлым ребенком, внешне был блондином, и по характеру очень покладистым. Меня даже все звали «солнечный зайчик».
Мама работала уборщицей, рано уходила на работу, и я видел ее только поздно вечером. Она целый день мела и мыла подъезды, подрабатывала прачкой. Это был тяжелый труд… Когда я пошел в школу, уже мечтал стать артистом. Как-то с друзьями из первого класса выступил на концерте, и мы сразу же заняли первое место. В качестве приза мне вручили три метра серого сукна. Это было невероятное событие!
— После школы я поступил в техникум на художника текстильного рисунка. А потом в Московский текстильный институт. И вот там мне как-то дали ножницы и кусок ткани. И я раскроил, а потом сшил рубаху. И надел ее. Это было настоящим чудом: только что это был просто кусок ткани, а теперь вещь, которую можно носить!
И я стал много шить, дарить одежду друзьям, знакомым. Вот этот восторг от работы сохранился у меня навсегда. После института меня направили на фабрику, где шили одежду для села. Но я не отчаялся. Погрузился в историю моды — мне особенно нравилась мода 20-х годов. И сделал очень смелую, как оказалось, коллекцию — телогрейки из цветного материала. А к ним нашил юбок из павлопосадских платков. Да еще валенки покрасил в разные цвета.
Скандал разразился ужасный! На худсовете как только меня не ругали. Но мою коллекцию увидел французский журналист и попросил разрешения у вышестоящих органов сделать обо мне репортаж для «Пари матч»… Ему разрешили…
Сын Егор во всем поддерживает Вячеслава Зайцева
— Мои телогрейки прогремели на весь мир… Вышел большой материал во Франции, который назывался «Отныне Москва имеет своего большого художника». А потом публикации в других газетах и журналах. В том числе и в американских…
И меня вызвали на Лубянку, в КГБ… Наверное, хотели узнать, какую тайну я могу выдать. Никаких тайн я не знал, но на всякий случай меня сняли с должности и послали в цех — шить… И я даже не мог уйти с этой фабрики, так как еще не отработал три года после получения диплома.
И вот я начал шить. Из тканей, которые годами лежали на складах, из того, что называлось неликвидом. И скоро мои модели стали продаваться в магазине на Кузнецком мосту... Через три года и я сам все же оказался в Доме моделей на Кузнецком мосту. Меня назначили руководителем экспериментального цеха. В Советском Союзе тогда было 15 домов моделей. И была настоящая творческая конкуренция!
Вот что говорит о Зайцеве известный дизайнер по меху Ирина Крутикова.
— В текстильном институте я была редактором журнала мод, — рассказывает Крутикова. — И молила всех рисовать эскизы для журнала. Когда попросила Славу, он тут же мне принес пачку рисунков!
Еще в институте он устраивал фантастические показы мод, сделанные буквально из ничего. Если нужны были обтягивающие свитера с длинным рукавом, он что-то от чего-то отрезал, тут же к чему-то пришивал… Если цветные колготки, которых тогда в принципе не было, он заставлял моделей… надевать на ноги рукава свитеров! И никому в голову не приходило, что это рукава, так все было красиво и органично.
А какая у него харизма! Слава, тебе всего лишь 80. Это ничто! Мы еще не раз отпразднуем твой юбилей!
Мария Донская,