В Бийском краеведческом музее выставили ранее неизвестные петроглифы

20.10.2017 10:40 1

В Бийском краеведческом музее выставили ранее неизвестные петроглифы

Загадочные петроглифы манят историков неизвестностью. У каждого специалиста свой собственный взгляд и теория на смысл, таящийся в наскальных изображениях. Что это – послание ли потомкам, ритуальные изображения, с помощью которых древние люди привлекали удачу в охоте, или развлечения ребятишек?

С начала 90-х годов прошлого века каждое лето сотрудники Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки стараются отправиться в новую поездку на поиски петроглифов. Наш музей – единственный на Алтае, где занимаются снятием копий с доисторических изображений. Бывает так, что, приезжая из года в год в одно и то же место, они находят новые рисунки, ранее скрытые от взглядов.

С начала октября в историческом отделе музея открылась выставка «Наскальное искусство Горного Алтая». Уникальность ее в том, что эти петроглифы посетители увидят впервые.

Изображения имеют очень большую ценность, – рассказывает Светлана Бартышева, директор БКМ им. В. В. Бианки. – На некоторых археологических памятниках мы побывали впервые. А вообще, на выставке можно увидеть более десятка работ из Калбак-Таша, Ак-Узюка, Джалгизтобе.

Одно из центральных изображений – священный олень-солнце. Сделать копии было настолько сложно, что историки уверены – они сняли их первыми. Очень крупные рисунки находятся на большой высоте, поэтому специалистам приходилось работать с риском для жизни.

Еще одна гордость коллекции – редкий рисунок, который практически не встречается – изображение барса. Зверь выполнен в технике прорисовки, т. е. линии не выдолблены, а процарапаны на камне. Характерным признаком скифской эпохи является специфическая орнаментика: животное не просто нарисовано, а еще и декорировано витиеватыми линиями. К сожалению, часть петроглифа утрачена (откололась). Рисунки исчезают, в некоторых случаях такое случается из-за природных условий (петроглифы под открытым небом беззащитны от воздействия дождя, ветра, града), или рисунок нанесен на легкоразрушающуюся поверхность (сланец). Но и человек проникает все глубже на Алтай. Часто вандалы оставляют рядом с рисунками свои подписи или вообще скалывают петроглиф и забирают на память. Например, местечко Калбак-Таш практически вытоптано туристами. Там часто проводят экскурсии, и в погоне за многочисленными впечатлениями люди забывают о сохранении истории. Многие копии, хранящиеся в БКМ, выглядят лучше оригиналов и сохраняют все очертания, которые оставили предки.

Новые места открываются неожиданно, бывает, музейные работники едут в экспедицию лишь на основании слухов, но именно так они и находят свои самые редкие петроглифы.

По нашему предположению, петроглифы датируются II тысячелетием до новой эры, эпоха бронзы, –говорит Дмитрий Ерошкин, научный сотрудник отдела истории БКМ. — Например, французский археолог Соломон Рейнах предполагает, что петроглифы – это элементы симпатической магии и нанесение изображения было необходимо для привлечения удачи в охоте. Для воздействия на определенное животное его рисовали на камне. Антрополог Андре Леруа-Гурам считал, что боги, демоны, люди, все живое и неживое, находятся в чреве животного, поэтому люди изображали оленей и быков как начало всего. Еще одна версия: рисунки – это видения, которые возникали у шаманов после употребления галлюциногенных веществ.

Наши предки вплоть до появления письменной культуры старались показать свои мифологические взгляды, представления о мире в доступных, понятных образах. Сейчас мы можем только попытаться понять их смысл, но для того, чтобы разгадать тайный код, нужно обязательно увидеть петроглифы своими глазами.

В Бийском краеведческом музее выставили ранее неизвестные петроглифы

Особой популярностью пользуется образ священного оленя-солнце. Фото: Маргарита Сабитова

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости