Создано при Севастьянове, сделано на века

03.07.2018 17:10 1

Создано при Севастьянове, сделано на века

Начальник транспортного департамента мэрии Роман Дронов, председатель НСЖ Яков Самохин

В пресс-клубе Новосибирского союза журналистов (НСЖ) состоялся второй круглый стол в рамках проекта «Новосибирск: эпоха Севастьянова — продолжение созидания из века в век», реализуемого при поддержке Министерства регионального развития Новосибирской области.

20 лет работы Ивана Севастьянова в должности председателя горисполкома для Новосибирска можно назвать золотой эпохой. Именно тогда, с 1963 по 1983 год, создавался тот базис, благодаря которому сегодня Новосибирск не только живет, но и развивается. Городской электрический транспорт, метрополитен, «Горводоканал», магистрали, энергетика… Все это создавалось упорным трудом легендарного главы горисполкома и его команды.

Транспортная стратегия

Все новое — хорошо забытое старое. Во времена Ивана Севастьянова была создана и воплощена в жизнь транспортная стратегия, повлиявшая на дальнейшее развитие города, строительство дорог, выбор линий метро.

«Сегодня мы пытаемся вернуться уже в новой архитектуре к тому, что было раньше. Мы работаем над комплексной программой развития транспортной инфраструктуры города с учетом опыта прошлых лет, — отмечает начальник транспортного департамента мэрии Роман Дронов. — Прошло много дискуссий, обсуждений, программа должна определить развитие города в части обеспечения транспортом».

Документ должен определить направления, по которым будут развиваться улично-дорожные сети. Он станет стартовым для разработки комплексной транспортной схемы и комплексной схемы организации дорожного движения.

«Три этих глобальных документа должны определить дальнейшие шаги по прокладке дорог, определению маршрутов общественного транспорта и повлиять на градостроительную политику. Все делается с учетом опыта Ивана Севастьянова», — добавил Дронов.

Эпохальный генплан

В 1967—1969 годах появился еще одни стратегический документ, определивший дальнейшее развитие транспортной сети, — Генеральный план. Главный упор был на то, чтобы доказать: метро Новосибирску не просто нужно, оно необходимо. Цель была достигнута — метрополитен построен и успешно функционирует. А эксперты вновь и вновь обращаются к опыту Ивана Павловича.

«В 2007 году мы приняли новый Генеральный план и вновь возвращаемся к основам, заложенным в 1960-х. Транспорт стремительно развивался, одно за другим появлялись пассажирские предприятия, а комплекс горэлектротранспорта был четвертым в Советском Союзе, — рассказал заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин. — Создавались образовательные учреждения по подготовке специалистов в области транспорта, был введен Димитровский мост, открывались трамвайные и троллейбусные депо, обновлялся подвижной состав. В 1980-е в Новосибирске работали 456 трамваев, 310 троллейбусов и более 1 600 автобусов, а объем перевозок в десятки раз превышал сегодняшние показатели».

Создано при Севастьянове, сделано на века

Начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Аркадий Чмыхайло, замначальника управления пассажирских перевозок мэрии Михаил Никулин

Подземная артерия

Проект Новосибирского метрополитена был утвержден в 1978 году. А первые поезда по ленинской линии пошли уже в 1985-м. От идеи до воплощения прошло всего семь лет! И в этом также заслуга Ивана Севастьянова. Проект существовал до него, но своей настойчивостью и целеустремленностью он добился его реализации.

«Насколько пробивным и активным был Иван Павлович… Сегодня мы жалуемся, говорим что не хватает средств, а он не ждал, когда ему посыплется манна небесная, ехал в Москву, обивал пороги кабинетов, стоял на своем и добивался цели», — говорит директор Новосибирского метрополитена Аркадий Чмыхайло.

Протяженность линий новосибирского метро невелика, но сегодня это стратегически важный транспортный объект, перевозящий не одну сотню тысяч пассажиров в день и решающий важные задачи для города.

Создано при Севастьянове, сделано на века

Председатель Совета ветеранов энергетической отрасли Владимир Соловьянов, директор института «Гипрокоммунводоканал» Александр Бивалькевич, главный инженер МУП «Горводоканал» Юрий Багаев

Энергия и мощность

В Новосибирске расположена крупнейшая за Уралом ТЭЦ-5, решение о строительстве которой было принято при Иване Севастьянове. Энергосистема не справлялась с нагрузкой, перебои с электроснабжением возникали то тут, то там. Периодически отключались заводы и фабрики, город нуждался в дополнительных мощностях.

«В городе практически не стало наружных линий электропередач, мы одними из первых перешли на кабельные городские сети и сделали в этом отношении очень много, — вспоминает председатель Совета ветеранов энергетической отрасли Владимир Соловьянов. — В 1965 году завершилась большая работа по электрификации села. Сегодня мощность наших сетей достаточна, чтобы обеспечить город. Безусловно, в этом заслуга Ивана Павловича, благодаря которому в городе появилось и центральное теплоснабжение».

Создано при Севастьянове, сделано на века

Генеральный директор ООО «Сибинформ» Элеонора Соломенникова

Умные люди, умная система

Система теплоснабжения города создавалась в 1960—1970-х. И проектировали ее очень умные люди, отметил начальник департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Дмитрий Перязев. На сегодняшний день ни один город-миллионник не обладает такой системой, где горячая вода и отопление доставляются по закрытой схеме.

«Наша теплосистема устроена так, что мы берем холодную воду, теплоноситель и через теплообменники доставляем ресурсы. С конца 1960-х годов началось строительство ЦТП, где предусматривалось теплообменное оборудование. Люди, которые проектировали энергетику, уже на тот момент понимали, что ресурс необходимо использовать качественно и эффективно. И конечные потребители от этого только выиграют».

Сегодня концепцию энергосистемы переделывать нет необходимости, считает Перязев. Наша задача — взять то, что имеется, и четко, по-хозяйски к этому относиться.

Вопрос воды

До 1960-х централизованной системы водоснабжения в Новосибирске практически не было. А система канализации не существовала вовсе. Все изменилось, когда за дело взялся Иван Севастьянов. В городе появилось предприятие, отвечающее за подачу воды и очистку канализационных стоков. Проект водоснабжения охватывал не только Новосибирск, но и Академгородок, ВАСХНИЛ, частично город Обь.

«Когда я работал главным инженером, а затем директором института, Иван Павлович брал меня с Василием Ивановичем Соловьевым (первый руководитель «Горводоканала». — Прим. ред.) с собой. Мы вместе ходили по инстанциям, вместе добивались лимитов для проектировки водных сетей, — вспоминает директор института «Гипрокоммунводоканал» Александр Бивалькевич. — Вопрос размещения очистных сооружений оказался непростым, но тем не менее все решилось, и все было размещено правильно. Это стало возможным благодаря напористости Ивана Павловича, он действительно сделал так, чтобы система была устойчива и надежна».

«Сегодня без гениально спроектированной и созданной в эпоху Севастьянова инфраструктуры представить себе Новосибирск невозможно, — отметил председатель НСЖ Яков Самохин. — Тогда все строилось и создавалось с запасом прочности и продолжает развиваться и работать до сих пор. Нам же стоит обратить внимание на достижения тех лет и, быть может, понять, как нужно действовать сегодня, чтобы Новосибирск жил и развивался дальше».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости