Круглый стол «Цифровые и технологические инициативы в социальной сфере» стал пятой дискуссионной площадкой в рамках совместного проекта департамента по социальной политике мэрии Новосибирска, Новосибирского союза журналистов и издательского дома «Сибинформ» «Новосибирск: тренды муниципальной социальной поддержки».
Сегодня перед социальной сферой Новосибирска стоит задача сделать так, чтобы практика использования цифровых технологий стала ежедневной. В этом направлении делаются уверенные шаги. В стадии запуска находится единая информационная служба, которая создается для того, чтобы человек, совершив всего один единственный звонок, знал, на какие формы поддержки он может рассчитывать. Иными словами, стоит цель дать гражданину всю исчерпывающую информацию.
«Безусловно, социальная сфера — это, прежде, всего, работа с людьми. Но в XXI веке для того, чтобы вести ее качественно и адресно, не обойтись без цифровых технологий и использования всего современного инструментария и возможностей, — подчеркивает начальник департамента по социальной политике мэрии г Новосибирска Ольга Незамаева. — Цифровые технологии делают возможным более качественный сбор и обработку информации, а также позволяют более качественно оказывать услуги».
Сегодня революционные изменения происходят буквально везде, в том числе и в технологиях реабилитационной индустрии. Это проявляется, прежде всего, в создании специальных программ для людей с ограниченными возможностями и временными проблемами здоровья. К примеру, чтобы сориентироваться в окружающем мире, незрячему человеку достаточно скачать и установить на свой телефон специальную программу.
«Программа действует на связи с нейросетью и искусственный интеллект с помощью встроенной в телефон камеры определит, что за объект находится перед человеком. Инвалидная коляска, передвигающая с помощью мысли – это уже не фантазия писателей, а реальность Новосибирска. Примеров, когда высокотехнологичные решения той или иной проблемы существуют, немало», — добавила Ольга Незамаева.
Яркие и одновременно успешные примеры цифровизации процессов в Новосибирске есть. МП «Новосибирская аптечная сеть» одним из первых осознало необходимость перехода на современную модель работы. Разговоры о том, чтобы встать на «цифровые рельсы» на предприятии начались несколько лет назад. Сегодня в МП «НАС» оптимизированы многие процессы.
Встроить бизнес-процессы через цифровые технологии было необходимо по нескольким причинам. Одна из них — ассортимент лекарств, которых насчитывается около 44 тысяч наименований вместе с аналогами, которых у одного препарата может быть от двух до 15. В пересчете на число филиалов такое количество кажется неимоверным.
«Наше предприятие — единственное, которое приобретает лекарственные препараты через торги. Осуществлять закупки в таких объемах человек не в состоянии. Машина же справляется с этим легко и еще отслеживает остатки на складе. Мы специально заказали разработку робота закупок, который отслеживает весь процесс от начала и до конца, специалист лишь вносит необходимые корректировки, — рассказывает директор МП «Новосибирская аптечная сеть» Владимир Машанов. — Мы научились обрабатывать по истине огромные массивы данных и каждые 15 минут перекачивать всю информацию из аптек в центральную базу и иметь полное представление о потребностях наших филиалов».
Цифровые технологии позволяют не только упростить многие процессы, но и получить много полезной информации. Ведь чем больше данных стекается на сервер, тем более полное представление можно получить о конкретной группе людей и даже проанализировать дальнейшую последовательность их действий.
«Некий массив данных о человеке позволяет понять, что ему в данный момент времени необходимо, какие шаги ему нужно предпринять в дальнейшем, чтобы решить вопрос и какую помощь можно оказать в решении той или иной проблемы, — говорит директор по развитию ООО «Смарт Консалтинг» Сергей Кашин».
Над внедрением цифровых технологий в социальную сферу работают и новосибирские вузы. Такая практика, к примеру, получила широкое распространение в Сибирском государственном университете геосистем и технологий. Здесь функционирует целое направление по использованию геосервисов, которые, в том числе, призваны оказывать помощь людям с ограниченными возможностями. Профессиональные программисты работают над созданием системы «Умный город».
«Какую помощь оказывают населению геосервисы? Во-первых, они позволяют человеку, оказавшемуся в трудной ситуации сообщить о своем местоположении близким. Во-вторых, помогут составить наиболее безопасный маршрут. При этом экономится не только время, но и топливо, а также материальные средства. А человек быстро достигает нужный ему пункт назначения», — говорит доцент кафедры картографии и геоинформатики ФГБОУ «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» Ярослава Пошивайло.
Геосервисы могут быть полезны не только для инвалидов. Они могут помочь людям, которые временно не передвигаются без спецсредств, людям старшего возраста, дошкольникам и мамам с колясками. Необязательно специалисты по геосревисам будут помогать им переходить дорогу или обходить опасные участки. Но они могут подсказать, как правильно пользоваться такими цифровыми помощниками.
В настоящее время все большие обороты набирает социальное волонтерство. К оказанию необходимой социальной помощи подключаются не только специалисты, но и люди, готовые делать это на безвозмездной основе. Соответственно и в сфере социального добровольчества должны активно развиваться цифровые технологии. Однако, признают специалисты, пока этот процесс идет неравномерно.
«В Новосибирске есть достаточно хорошие социальные добровольческие практики и социальное волонтерство является важной составляющей социальной сферы. Однако развитие цифровых технологий в этом сегменте проходит неравномерно. Все современные технологии, сервисы, гаджеты и устройства сейчас доступны и волонтеры их активно используют по своей основной задаче. Это в основном внутренние и частично внешние коммуникации. Но они, к сожалению, не решают главный вопрос социальной сферы — эффективность. Для этих целей сегодня достаточно создания единой платформы», — считает начальник аналитического отдела МКУ г. Новосибирска «Агентство развития социальной политики» Дмитрий Лапин.
Подобные платформы, по словам Лапина, в России существуют на государственном уровне. Одна из них — «Добровольцы России», которой активно пользуются и в Новосибирской области. Специалистам хотелось бы, чтобы подобные системы появились и на региональном уровне. И этот вопрос необходимо прорабатывать одним из первых.
Век цифровых технологий обязывает нас не только менять жизненный уклад, но и образ мышления. Скоро бумажные носители не полностью, но уйдут в прошлое, уступив место цифровым методам передачи данных. Для социальной сферы это значит одно — она станет еще более мобильной и гибкой, что в свою очередь окажет положительное влияние на качество оказания социальных услуг.