Студенты АКПТиБ в очередной раз стали призерами чемпионатов профессионального мастерства. На региональном чемпионате Алтайского края «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Илья Янковский занял 2-е место, а победитель краевого чемпионата «Абилимпикс» Ангелина Низоленко стала пятой в национальном чемпионате в Москве.
Для бийских студентов такие результаты не редкость, из года в год они оказываются в лидерах конкурсов профессионального мастерства. Несмотря на эти победы, найти работу по специальности выпускникам легче в других городах и регионах. Почему молодые специалисты стараются устроиться в Белокурихе или в Сочи и когда иностранные туристы перестанут опасаться бийских гостиниц – об этом рассказала Елена Беликова, преподаватель специальности «Гостиничный сервис» Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса.
– Елена Анатольевна, расскажите, как удалось выступить на национальном чемпионате?
– В чемпионате профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс» Сибирь была представлена единственным участником – нашей Ангелиной Низоленко. Конкурс был сложным, задания организаторы изменили полностью. Приготовиться к ним нужно было за один день. Тем не менее Ангелина справилась. Вообще, этот конкурс дает много возможностей. Считается, что участие в чемпионатах профессионального мастерства приравнивается к 4 годам обучения. Все заметили, что после «Абилимпикса» Ангелина стала более уверенной.
– Какие задания выполняли ваши студенты?
– В чем заключается администрирование отеля? Нужно принять гостя, заполнить определенные документы, правильно выстроить разговор, дать гостю ключи, объяснить, где он должен располагаться и какие дополнительные услуги может получить. Администраторы должны рассказать о достопримечательностях, ресторанах, магазинах, которые находятся рядом; решать экстраординарные ситуации, которые могут произойти с гостем. По сути, мы разыгрываем реальные ситуации. Конечно, в рамках специальности «Гостиничный сервис» студенты должны знать гораздо больше, чем администрирование отеля.
– Ждали такого результата?
– Конечно, ожидали. Это же многолетний труд, мы каждый день над этим работаем, постоянно оттачиваем навыки. Месяц подготовки такого результата не даст.
– Что должны знать выпускники?
– Существует Федеральный государственный образовательный стандарт, по которому к выпуску ребята должны иметь определенный круг компетенций – практических умений. К примеру, принимать гостей, говорить на двух иностранных языках – хотя бы знать общие фразы, работать в профессиональных программах. В нашей стране нет стандартного программного обеспечения – каждая гостиница разрабатывает свое, но общие элементы выпускники должны знать.
– Какими качествами должны обладать ребята, которые хотят в будущем работать в этой сфере?
– Гостиничным сервисом должны заниматься выпускники, которые любят и хотят работать с людьми. Специальность подразумевает общение. Нужно понимать окружающих, уважать их мнение, относиться ко всем с добротой.
– Где работают студенты после выпуска?
– Когда в 2007 году открывали нашу специальность, был государственный заказ от региона. Мы должны готовить кадры для ближайших туристических объектов: Белокурихи, «Бирюзовой Катуни», Горного Алтая. Наши ребята там востребованы, правда, не все хотят туда ехать. В городе найти работу по специальности им достаточно сложно. Во-первых, в бийских гостиницах небольшие зарплаты. Во-вторых, новых отелей открывается мало, а большинство уже работающих укомплектованы кадрами. Тем не менее наши выпускники работают и в Бийске.
– В будущем ваши выпускники будут востребованы на рынке труда?
– Гостиничный бизнес постоянно развивается, поэтому ребята найдут себе работу, но если будут выезжать за пределы города. Когда проходила Олимпиада в Сочи, наши ребята были очень востребованы, правда, мало кто туда поехал. Если не сидеть на месте, развиваться – работа для них всегда будет.
– А для туристов в нашем городе достаточно гостиниц?
– Туристам гостиниц хватает. У нас проездной город, в основном путешественники едут в горы. Для тех, кто едет с деловой целью, достаточно мест в гостиницах. У нас работают отели разного формата: и дорогостоящие с элитными номерами, и эконом-класса. По определению в гостинице должно быть не меньше 10 номеров.
– Чего не хватает в городских гостиницах?
– Многие проблемы можно было бы решить, если принять на работу специально обученные кадры. Стандарты обслуживания наши студенты знают даже лучше, чем сотрудники некоторых гостиниц. Сейчас у нас в стране нет обязательной классификации – тех самых звезд, но в 2018 году ее введут. Для того, чтобы прийти к звездам, нужно знать, что под этими обозначениями подразумевается. Там должно быть и перестроенное здание, и подготовленный персонал, и новое оборудование.
– Насколько важно соблюдать эти стандарты?
– Ни один бизнес не может развиваться без стандартов, тем более гостиничный. Взять, например, качество обслуживания. Хорошо зная, о чем нужно спрашивать гостя, какие документы оформлять, администратор быстрее его обслуживает. Уровень наших гостиниц напрямую влияет на количество туристов. Иностранные путешественники не будут останавливаться в гостинице без звезд, потому что не знают, чего там ожидать. Они проезжают мимо, стараются остановиться в Барнауле, там уже появляются известные сетевые отели. И конечно, европейцы привыкли к определенному уровню комфорта, которого в наших гостиницах пока нет.