Путь к стандарту

24.05.2018 12:36 0

Путь к стандарту

Человек, а не бумага

Разработка стандарта предоставления социальных услуг новосибирцам только начата, но уже сейчас есть понимание необходимости смены прежних подходов к работе. Некоторые изжили себя, некоторые устарели, и сейчас требуется выработка новых, свежих идей и методов взаимодействия с населением. Цель — обеспечить действительно нуждающихся людей нужными им социальными услугами, а также устранить неравенство.

Путь к стандарту«В настоящее время процесс получения социальных услуг многих граждан ставит в неравное положение, — констатирует начальник департамента по социальной политике мэрии Новосибирска Ольга Незамаева. — Сейчас все складывается таким образом, что социальные услуги зачастую получают те, кто обладают полной информацией, и для кого их получение сродни своеобразной работе, они буквально выбивают услуги из бюджета. Вторые же оказываются по другую сторону баррикад из-за элементарного незнания».

Усилия муниципалитета, считает Ольга Незамаева, должны быть направлены на поиски именно нуждающихся. А цель социального стандарта — максимально полно информировать граждан о предоставляемых услугах. Главное — переформатировать взгляды, ориентироваться не на бумагу, а на человека, уйти от социального иждивенчества и устранить информационные лакуны.

На пороге автоматизации

Ситуации в жизни бывают разные, и от попадания в ту или иную перипетию не застрахован никто. Оказавшись в сложных условиях, люди должны быть уверены в том, что рука помощи от государства им будет протянута и они смогут пережить сложный период. И здесь на первый план выходит качество оказания социальных услуг, а также их автоматизация.

Путь к стандарту«Сейчас создается некая матрица набора компетенций и знаний в виде call-центра (сейчас он работает в тестовом режиме. — Ред.), куда потребитель может обратиться и получить всю интересующую его, а главное, полную информацию, — рассказывает директор МП «Новосибирская аптечная сеть» Владимир Машанов. — Задумка в том, чтобы существовало единое справочное окно, в котором человеку смогут рассказать, куда и с какими документами нужно прийти, чтобы услугу получить».

Социальные услуги должны оказываться без каких-либо, пусть даже самых мелких нареканий на качество. С другой стороны, их оказание должно происходить без участия заявителя — автоматически. Понять, в чем нуждается потребитель, и сформировать для него пакет услуг — задача специалиста.

Барьерам — бой

В процессе работы над стандартом большое внимание будет уделено бумагам и документам, которые приходится собирать горожанам, чтобы получить те или иные услуги от муниципалитета. Иными словами, власти намерены упростить процесс, свести к минимуму, а затем и вовсе убрать все барьеры. Действительно, к чему выписка из домовой книги, если требуется получить компенсацию за дорогостоящее лечение. Достаточно справки из поликлиники, а количество живущих с человеком людей не играет никакой роли.

Путь к стандарту«Основное — это устранение административного, а заодно и бюрократического барьера, сокращение сроков оказания услуг и устранение других отпугивающих факторов. Задача — уйти от лишних документов, которые унижают и заставляют людей чувствовать себя просителями, — уверен директор МБУ города Новосибирска по обслуживанию лиц пожилого возраста и инвалидов «Ветеран» Дмитрий Плоских. — Но самое главное — создание электронной базы, которая значительно облегчит работу специалистов и поиск информации для горожан».

Барьеры в социальной сфере сформировались не единовременно, дополнительные меры вводились постепенно, и сейчас предстоит провести их аудит на предмет актуальности. В итоге будет сформирован реестр муниципальных социальных услуг, в который вольются и услуги, оказываемые организациями-партнерами.

Имиджу поможет бренд

В настоящее время все большие обороты набирает так называемое клиповое мышление. Обилие текста не завлекает, а, напротив, утомляет или вызывает раздражение. Поэтому узнаваемость в борьбе за упрощение процедуры получения социальных услуг — фактор немаловажный. Создание бренда повысит результативность работы социальных служб, а визуальной образ воспринимается легче.

Путь к стандарту«В городе должна быть понятная для жителей система маркеров, позволяющих легко найти учреждение, в которое можно обратиться за помощью. Мы не говорим о том, что поможем абсолютно всем, но, по крайней мере, ликвидируем еще один барьер. Именно поэтому на этапе разработки стандарта оказания социальных услуг возникает необходимость в визуальном образе учреждения, в работе над его единым внутренним наполнением. Человек должен нас легко найти и, открыв дверь, сразу же сориентироваться, кому задать вопрос», — говорит директор МКУ города Новосибирска «Агентство развития социальной политики» Наталия Павленко.

Созданию логотипа предшествовало длительное изучение опыта брендинга крупнейших городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Казани и других. В итоге было решено создать гибридную модель, которая учитывает нюансы изученных моделей.

Путь к стандарту«Окончательная версия изображения логотипа будет выбрана после его широкого обсуждения. Но уже сейчас понятно, что его идея должна быть в том, чтобы человек понимал: здесь находится учреждение, в котором ему помогут. Для этого и создается система брендинга, которая сейчас наполняется содержанием», — пояснил начальник аналитического отдела МКУ города Новосибирска «Агентство развития социальной политики» Дмитрий Лапин.

Кадры решают все

Разработка стандарта оказания социальных услуг населению — проект грандиозный. Такая система, которая, с одной стороны, говорит о четкой позиции городской власти, с другой — вводит новые правила, нужна и важна. Однако коренным образом изменить социальную сферу возможно лишь в том случае, если есть незамутненные взгляды на, казалось бы, обыденные вещи. Подготовка профильных специалистов тут играет не последнюю роль.

Путь к стандарту«Очень важно создать новую систему, но не менее важно понять, что сейчас требуется от сферы образования, чего хочет от нас структура власти как заказчик профессиональных кадров, — говорит директор Института социальных технологий и антропологии НГТУ доктор социологических наук Людмила Осьмук. — Спектр социальных услуг постоянно расширяется, тут, как и везде, есть своя динамика, поэтому и специалисты должны быть в тренде, знать обо всех изменениях или новшествах, где-то даже работать на опережение».

Опыт работы по созданию системы качества социальных услуг у вуза имеется, отметила Людмила Осьмук. По ее мнению, также необходимо опираться на положительный опыт европейских государств, брать оттуда лучшее и перерабатывать, подстраивая под себя.

Мониторинг и контроль

Отличие любой услуги от продукта состоит в том, что она неотделима от человека, ее производящего. Поэтому задавать ей какие-либо стандарты довольно сложно. Однако поставленная перед департаментом по социальной политике задача требует именно такого подхода: стандартизации оказываемых услуг и их упорядочения.

Путь к стандарту«Здесь главная задача заключается в том, чтобы внедрить новый клиентоориентированный подход и даже обновить и актуализировать спектр предоставляемых услуг, изучить спрос на те или иные услуги», — считает президент Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» Елена Малицкая.

По ее словам, в настоящее время в стране существуют жесткие нормативы по независимой оценке качества оказания услуг. Но взгляд должен быть направлен не на саму услугу, а на то, в каких условиях она предоставляется и ее востребованность среди населения.

Настроить процессы

В настоящее время в департаменте по социальной политике ведется большая работа по выстраиванию внутренних коммуникаций и настройке бизнес-процессов. В этой связи не последнее значение приобретают принципы бережливого производства.

Суть в том, чтобы понять, чего ждут люди, как можно измерить их ожидания, каким образом в рамках этих ожиданий выстроить модель бизнес-процесса и научить сотрудников внутри этих процессов работать. Все для того, чтобы соответствовать ожиданиям людей. Для решения этих задач привлекаются специалисты Сбербанка, где опыт бережливого производства практикуется с 2008 года.

Путь к стандарту«Мы не остановились на достигнутом и не собираемся останавливаться, потому что меняется мир, а вместе с ним и требования наших клиентов. Работа по внедрению подходов бережливого производства должна вестись в трех основных направлениях. В первую очередь — оптимизация процессов. Мы можем их описать, привязать к процессной модели. И целью работы в этом блоке является устранение неэффективных шагов, сокращение затрат. Второе направление — мышление и навыки команды. То есть люди должны быть удовлетворены на своем рабочем месте, они не должны ощущать себя обслуживающим персоналом, должны быть партнерами. Третья составляющая — система управления. То есть должны быть проработаны цели и система их контроля», — рассказывает директор Управления производственной системы Сбербанка и процессов Сибирского банка ПАО «Сбербанк» Наталья Пожидаева.

Круглый стол по теме «Социальный стандарт для новосибирцев — гарантия предоставления социальной защиты и качественных услуг муниципалитета» стал заключительной коммуникационной площадкой совместного проекта «Новосибирск: тренды муниципальной социальной поддержки». Цель проекта — систематизация и популяризация актуальных практик эффективной социальной поддержки в Новосибирске.

Александр Ярошевский

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости