В Бийске действует координационный совет представителей общественного транспорта. О его создании «БР» уже писал. На организационном совещании мельком прозвучало предположение, что в будущем тариф на проезд в Бийске будет поднят, однако не в ближайшее время. Меж тем перераспределение доходов у автоперевозчиков все же произошло.
Как стало известно «БР», автопредприниматели и ООО «Норд», обслуживающее программное обеспечение для работы транспортных карт в городе, пришли к соглашению о снижении стоимости услуг компании. Насколько именно, не уточняется. Единственное, что называют, – «существенно». На снижении же тарифа для граждан это никак не отразится: стоимость проезда – 17 руб. по карте и 17,50 за наличку остается на прежнем уровне. То есть поменялись пропорции: сколько из этой стоимости идет непосредственно перевозчику, а сколько – обслуживающей организации. Перевозчику теперь будет доставаться больше.
Скажутся ли эти дополнительные отчисления на качестве перевозок в Бийске? Увы, нареканий по-прежнему много. Однако история последних дней вновь заставила говорить о том, что в сфере общественного транспорта не все так цивилизованно, как хотелось бы.
В конце сентября в автобусе, шедшем по маршруту № 47, скончалась женщина. Уже через несколько минут происшествие активно обсуждали в интернете. Как говорят знакомые семьи, накануне пассажирке домой вызывали медиков. Утром женщина решила добраться до больницы сама на автобусе. Увы, по дороге ей стало плохо.
Что было дальше, а чего не было, так сразу и не разобрать. По утверждению одних очевидцев, автобус продолжил путь, чтобы не срывать график движения по маршруту – ведь автобусы по этому направлению ходят не часто. По другой версии, водитель остановился и вызвал скорую, чем тоже навлек на себя шквал гневных отзывов – мол, разве не должен он в подобной ситуации (пассажиру плохо), мчаться к ближайшей больнице? Реанимация опоздала, женщина умерла.
Конечно, бывает по-разному, и растеряться в подобной ситуации может каждый. И каждый действует по-разному. Например, несколько лет назад водитель автобуса, шедшего по маршруту № 45, отвез пассажира в ЦГБ, не дожидаясь скорой помощи. Автобус был битком набит пассажирами, и ни один человек не сказал, что решение водителя отклониться от маршрута было неправильным. Что случилось на маршруте № 47, и можно ли было предотвратить беду, сейчас разбираются следователи, которые должны будут дать правовую оценку действиям водителя. Напомним, в каждом автобусе ведется видеонаблюдение.
Такие ситуации, к счастью, не рядовые, чего не скажешь о бытовых спорах. Например, о пропущенных остановках. Наша читательница Маргарита рассказала о неприятном инциденте. Автобус двигался в сторону «Кристалла». От остановки к остановке механический голос автоматически объявлял следующую: «Дом Советов», «Сбербанк»… Женщина, сидевшая у входа, поднялась. Но автобус уже мчался дальше. Меж тем динамик уже сообщал, что следующая остановка «Университетская»…
– Как «Университетская»? Мне у Сбербанка выйти нужно, а вы не остановили, – возмутилась пассажирка.
– А вы не предупредили, что будете выходить, – услышала она в ответ.
На просьбу остановить автобус, пока тот далеко не ушел от нужной ей остановки, женщина получила отказ. Препирательства продолжались все 800 метров – расстояние от одной остановки до другой. В итоге немолодой женщине пришлось почти километр идти назад, отдав при этом 17.50 руб. за проезд.
Вот и выходит, что пассажир – клиент (а как ни крути, мы живем в рыночных условиях) оказывается не всегда прав. Хотя закон чаще всего стоит именно на его стороне.
Ликбез
ЖДЕМ ИЛИ ЕДЕМ?
На самые злободневные вопросы о правах пассажиров отвечает Илья Хименко, специалист отдела транспорта и связи.
– Должен ли в случае поломки автобуса транспорт, идущий следом по тому же маршруту, провезти бесплатно по билету сошедшего с линии автобуса?
– Согласно Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажир имеет право воспользоваться выданным билетом в другом транспортном средстве, предоставленном перевозчиком. Однако тут следует обратить внимание вот на что: поскольку на маршрутах Бийска работает много перевозчиков, то билет, выданный одним, не будет действителен в транспортном средстве другого, а ждать другой автобус того же предпринимателя пришлось бы слишком долго. Поэтому в Бийске предпочтителен другой вариант. Пассажиру в таком случае возвращают деньги за проезд, вне зависимости от того, каким образом был произведен расчет: по транспортной карте или наличными. Вернуть деньги пассажирам обязаны, ведь услуга не была выполнена.
В случае возникновения спорных ситуаций обращайтесь в Городской транспортный диспетчерский центр по тел. 8 (3854) 55-55-09.
– Что делать, если автобус проехал остановку, не забрав или не высадив пассажиров?
– Пассажир может обратиться как в отдел транспорта и связи, так и в Городской транспортный диспетчерский центр. Кроме того, у бийчан есть возможность напрямую обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, у которой есть полномочия применять к перевозчикам в подобных случаях штрафные санкции. К сожалению, до 2015 года за такое поведение экипажа не были предусмотрены штрафы. Водитель обязан совершать остановки, отмеченные на маршруте, и за несоблюдение этого правила ему грозит штраф в 1000 рублей, а непосредственно автопредпринимателю – штраф до 10 тысяч рублей. Однако для этого в заявлении необходимо указать, что пассажир просит применить к перевозчику административное взыскание. Надо отметить, что в этом году перевозчикам уже выписано несколько штрафов по этой статье. Телефон Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 8 (3854) 47-46-57.
– Что делать, если пассажиру в общественном транспорте стало плохо?
– Конечно, в каждом отдельном случае нужно оценить сложность ситуации, и если пассажир нуждается в медицинской помощи, водитель должен остановить транспортное средство, вызвать скорую помощь и дождаться прибытия медиков.