«Спаситель мира» кисти Леонардо да Винчи вполне может быть подделкой. The Telegraph приводит 4 довода, которые позволяют усомниться в подлинности картины.
Полотно было написано в тот период жизни великого творца, когда он в полную силу занимался изучением оптических иллюзий и преломления света. Здесь и кроется подозрение № 1: хрустальный шар в руке Христа изображен неправдоподобно, потому что предметы за ним не преобразованы.
Второе сомнение вызывает то, как изображен на полотне Иисус Христос – четко анфас. Как правило, людей на картинах да Винчи изображал в динамике, в некоторых движениях. «Спаситель мира» же больше походит стилем на икону.
Следующий аргумент, выдвигаемый британским изданием в пользу подделки – странности с происхождением картины. Больше двадцати полотен документально признаны творениями Леонардо да Винчи. «Спаситель мира» не принадлежит к этому перечню. В XVII веке Вацлав Холлар, сделав гравюру с «сомнительной» картины, подписал: «Леонардо да Винчи нарисовал. Вацлав Холлар сделал офорт согласно оригиналу. Год 1650».
Сама картина то появляется, то исчезает в поле зрения на протяжении веков. По результатам тестов, полотно относится ко времени, когда жил и работал да Винчи, но предполагается, что картина – это все-таки совместное творчество.
Ну и, наконец, последний довод: реставрация. По мнению специалистов, полотно так часто реставрировали (и, возможно, дополняли), что от кисти самого мастера мало что осталось.
Картина была продана 16 ноября на аукционе Christie's в Нью-Йорке. Изначально за лот просили 100 миллионов. После торгов стоимость поднялась до 400 миллионов долларов и оказалась самой высокой для произведения искусства, выставленного на продажу с молотка.