Вы когда-нибудь в сердцах хоть раз матерились? Нет? Похвально! Да? Что ж, радоваться нечему. Согласитесь, нецензурная брань портит мнение о человеке или по крайней мере создает неприятное впечатление от общения.
К нам в редакцию поступило письмо от читательницы.
«Здравствуйте! Помогите! В последний год я стала сильно материться. Примера брать не от кого — в моем окружении никто не сквернословит. Родилась я в культурной семье. Отец не произнес ни одного нецензурного слова, а мама и подавно.
Признаюсь, в последнее время много сержусь, депрессирую, и матюгаюсь всегда именно в порыве злости, а не в состоянии покоя, но это нисколько меня не оправдывает. Бывает, стала браниться даже в общественных местах.
После мата чувствую себя отвратительно, испытываю чувство вины, настроение ухудшается, и душа загрязняется. Очень стыдно. Недавно лежала в больнице. На ночь телефон обычно не выключаю. На всякий случай (мало ли, вдруг с родными что-нибудь случится). Поздно, когда все больные уснули, звонит сестра с совершенно бессмысленной «проблемой», ну и я неожиданно так мат-перемат… Неприятная картина. Подскажите, как мне избавиться от этой напасти? Неужели у меня понизился уровень развития? Может, я деградирую? Кстати, после выписки из больницы прочла в Интернете, что отменили концерт Элджея. И правильно сделали. Не хватало, чтоб еще в песнях звучала нецензурщина», — написала нам в редакцию девушка Катя.
Мат – проявление гнева
По мнению нашего постоянного эксперта, кандидата медицинских наук, нарколога, врача-психиатра Якутского республиканского психоневрологического диспансера Марии Яковлевой, мат – проявление агрессии.
«Как врач-психиатр скажу, что использование нецензурной брани не является признаком какой-либо душевной болезни, если не выходит за рамки дозволенного в социуме. В большинстве случаев люди используют мат в состоянии агрессии. Наверное, это его основная лингвистическая функция — кратко и емко донести до окружающих эмоциональное состояние человека с целью либо как-то напугать или привлечь внимание к проблеме. По существу, нецензурные слова передают эмоциональный фон человека кратко и понятно, поэтому, наверное, их употребление очень распространено, особенно среди молодежи. Сейчас русский мат настолько укоренился в нашей культуре, что его поют, используют политики, пишут писатели. Я думаю, что употребление его в лексиконе в первую очередь связано с окружением человека. Если в его среде это допустимо, то с очень большой вероятностью, и он будет пользоваться такими словами», — считает врач.
Есть мнение, что больше матерятся люди с более низким уровнем образования. «Наверное я соглашусь с этим высказыванием. Но, как я говорила ранее, это связано скорее с более простым окружением. Хотя использование нецензурной лексики, думаю, зависит и от возраста. Нынешняя действительность диктует обществу иные ценности и устои. Сейчас бранные слова являются частью современной культуры. Так что думаю, современный человек, даже имеющий хорошее воспитание и интеллектуальный уровень, может в некоторых ситуациях употреблять такие слова, в отличие, например, от людей, родившихся и живших в советское время, когда такие слова были абсолютным табу в обществе», — утверждает врач.
Материться — некультурно
В свою очередь Ирина Павлова, ученый-филолог, заведующая кафедрой общего языкознания и риторики считает, что использование матерных слов свидетельствует о невысокой культуре бранящегося. «Конечно, мы, филологи, негативно относимся к мату. Это говорит об «особом» культурном уровне человека».
Ирина Петровна вспоминает, когда в 1981 году в МГУ во время повышения квалификации доктор филологических наук, профессор Борис Успенский читал спецкурс по истории русского мата. «Русский мат – древнее заклинание славян, обращение к сырой земле с какой-нибудь просьбой. Матерные слова связаны с магической функцией слова. При помощи них пытались уменьшить неприятности», — рассказывает Ирина Петровна.
Из истории русского мата
Профессор МГУ Борис Успенский в своем труде пишет, что тема матерщины и соотнесенных с нею слов табуирована, чему нисколько не противоречит активное употребление такого рода выражений в рамках антиповедения.
Как говорится в его работе, матерная брань имеет мифологическое происхождение и ритуальный характер.
Она широко представлена в разного рода обрядах языческого происхождения — свадебных, сельскохозяйственных и т. п., — в обрядах, так или иначе связанных с плодородием: матерщина является необходимым компонентом обрядов такого рода и носит безусловно ритуальный характер.
Матерщина связана как с культом земли, так и с мифологией пса; земля выступает как объект, а пес — как субъект действия в матерном выражении. В основе матерной брани лежит образ пса, оскверняющего землю. Стоит особо отметить, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» — Мать Земля».
Матерная брань в ряде случаев оказывается функционально равной молитве. Так, для того, чтобы спастись от домового, лешего, черта и так далее, необходимо либо прочесть молитву (по крайней мере осенить себя крестным знамением), либо матерно выругаться — подобно тому, как для противодействия колдовству обращаются либо к священнику, либо к знахарю.
Матерщина бывает не всегда оскорбительна.
«Характерно, в частности, что матерщина, как правило, не воспринимается как оскорбление… «Солдат, встретив старого знакомого, не говорит ему: или что подобное, как в наших романах, а следующее]: — они обнимаются» …; как видим, матерное выражение может служить даже дружеским приветствием». По наблюдениям этнографов, «сквернословие. . . в обращении. . . производит действие обиды лишь тогда, когда произнесено серьезным тоном, с намерением оскорбить; в шутливых же и приятных разговорах составляет главную соль, приправу, вес речи», — пишет Успенский.
Профессор также отмечает, что отношение к матерной брани может существенно различаться от половой принадлежности говорящего или слушающего. «Матерщина воспринимается по преимуществу как черта мужского поведения, причем иногда — но отнюдь не повсеместно — она считается возможной только в мужском обществе. В некоторых местах запреты на матерную ругань распространяются исключительно на женщин, тогда как в устах мужчин матерщина не является чем-либо предосудительным, грехом, от которого страдает земля».
Даже шуточное, игровое употребление ни в коем случае не снимает с говорящего ответственности, пишет Успенский: эти слова не могут быть произнесены всуе, их нельзя повторить или употребить отстраненно.
Одновременно матерная ругань имеет отчетливо выраженный антихристианский характер и является чертой бесовского поведения, богохульством.
Мат – вредная привычка
Как бы то ни было матерщина – это грех и к тому же вредная привычка, а она, как говорится, наша вторая натура. Вы же не хотите слыть человеком «особого» культурного уровня? Тогда избавляйтесь он нее. Но главное, не надо ненавидеть себя, если вы в процессе исцеления вдруг опять стали жертвой своей привычки. Просто стремитесь к заветной цели, и у вас получится!
Что может помочь?
Психологи советуют применять следующие способы: