22 августа глава Якутии Айсен Николаев выступил на Августовском совещании работников образования «Консолидация в образовании: новые модели и механизмы», где он отметил, что по республике в целом отмечается хорошая динамика развития системы образования, однако существуют направления, где необходимо ускоряться, усиливать работу.
Своими мнениями поделились участники мероприятия.
Субъекты, консолидируйтесь!
Святослав Софронеев, директор МБУ ДО ЦЦТ, заместитель председателя РОО «Клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)»:
— Святослав Андреевич, какие важные моменты из выступления Главы Якутии вы отметили?
— Хочется выделить несколько моментов, которые мне очень понравились. Во-первых, это то, что ни одна школа не будет закрыта. Во-вторых, глава отметил, что нужно обеспечить жильем учителей Арктики, поскольку у нас арктические школы чувствуют острую нехватку в кадрах, и это бы способствовало улучшению ситуации. Также импонирует в выступлении пересмотр грантовой поддержки: глава отметил, что гранты должны быть мотивирующие, а не вознаграждающие. Радует то, что в школах будут социально поддерживать малоимущих, детей из многодетных семей, проводить субсидирование авиабилетов и транспортировку детей на различные мероприятия. Также понравилось о школе как драйвере экономического развития.
— На ваш взгляд, как повысить качество образования в школах?
— Прежде всего, создание условий для комфортного обучения каждого учащегося и равного доступа к качественному образованию. Во-вторых, конечно же, нужны кадры, то есть учителя, а также региональная система оценки качественного образования.
— Как думаете, достижима ли цель, поставленная Главой Якутии, по вхождению в число 15-ти лучших субъектов России по качеству образования?
— Да, но она будет достигнута, только благодаря консолидации всех субъектов образовательного процесса, в том числе общественных организаций, к коим можно и причислить наш клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)».
Учителей нужно избавить от отчетов
Лия Янышева, учитель английского языка Онлайн-школы SkyEng:
— Что вы отметили в выступлении Главы Якутии?
— В целом мне очень понравилось выступление Айсена Николаева. Я даже воодушевилась. Оказывается, столько изменений, проектов, коллабораций с вузами! Приятно удивлена тем, что появилась новая программа «Учителя Арктики» для отдаленных улусов, потому что буквально недавно на круглом столе Ассоциации молодых педагогов республики обсуждалась эта проблема, которая стоит остро в сельских школах, где не могут найти преподавателей, поскольку никто не хочет ехать в село. Ведь никаких поддерживающих программ нет! Даже элементарно проезда нет. Некоторые учителя рассказывали, что им даже пришлось брать кредит, чтобы доехать на место работы.
Очень радует в выступлении главы информация про внедрение цифровых компетенций, больших национальных проектов, центра поддержки способностей и талантов детей. Такие проекты нужны, чтобы одаренные дети могли развивать свои таланты за пределами школы.
Айсен Николаев правильно отметил то, что административно-управленческий и вспомогательный персонал раздут неоправданно. А эффективно ли так раздувать? Может, лучше было бы заняться улучшением условий для преподавателей, оснастить технически школу, хотя бы принтерами и краской, вместо того, чтобы выплачивать повышенные зарплаты завучам? Нужно пересмотреть структуру. Чтобы повысить общий показатель, все-таки нужно убедиться, все ли школы материально оснащены и созданы ли хорошие условия.
Также хочу отметить, что в выступлении главы отмечена необходимость мотивации педагогического сообщества, профессиональный рост педагога, внедрение передовых методик со всей страны. Обмен опытом очень важен. Семинары, сессии, летние школы с привлечением из других регионов коллег, практикующих определенные методики, — это один из важнейших процессов в развитии образования, особенно в педагогическом образовании. В этом плане очень нужны общественные организации, которые надо поддерживать на уровне министерства, помогать им в организации мероприятий и привлечении коллег, методистов для обмена опытом.
— Лия Евгеньевна, на ваш взгляд, как еще повысить качество образования в школах?
— Отвечу, исходя из того опыта, который был у меня. Если говорить о моем педагогическом стаже, то сразу после окончания университета я поступила работать в школу №7 Якутска, где проработала всего год. Потом проработала за рубежом и в частных школах Петербурга. Трех лет работы в школе мне хватило! Даже сейчас у меня нет особого желания возвращаться в школу именно по тем причинам, что моя эффективность, моя ценность как преподавателя падает в школе, так как я не выполняю свои прямые обязанности, а выполняю какие-то вспомогательные обязанности секретаря, который постоянно пишет какие-то отчеты, вахтера, который должен следить за порядком в школе, даже уборщика, который должен убирать кабинет. Из-за этого у меня не оставалось времени на мои прямые профессиональные обязанности. Все это очень сильно сказывалось. Когда я вернулась в Якутск буквально месяц назад и услышала про слова главы о том, что мы должны войти в число 15-ти лучших субъектов России по качеству образования, я просто подумала: «А как этого можно достигнуть, если коллегам, с которыми я общалась, просто не дают элементарно выполнять свою работу? Более того, их грузят какими-то дополнительными обязанностями».
Помню, у меня тогда было мало методической поддержки. Меня кинули в пучину, все были заняты, отчеты на отчетах, никого не интересовал результат – все были заняты отчетами. Что в голове детей — было не интересно, поскольку все заполняли отчеты.
Нужно учителей освободить от отчетности. Также необходимо внедрять зарубежные программы (например, по английскому языку, так как я учитель английского языка). Я совсем не понимаю, как по пособиям, одобренными ГОСТ, вести урок и вывести детей на хороший уровень, а те пособия, которыми я хочу заниматься, школа закупать отказывается, потому что их нет в списке рекомендованных учебников. По мне, они совсем не идущие в ногу со временем. Зарубежные учебники более компетентны, интересны и красочны.
— А достижима ли цель, поставленная главой Якутии, по вхождению в число 15-ти лучших субъектов России по качеству образования?
— Это возможно, если поменяем принцип работы и выполним все вышесказанное.
Ксения Авера, Sakhaday.ru