Памятник легендарному трактору «Сталинец — 60» установлен в Якутске

17.06.2018 11:01 0

Памятник легендарному трактору «Сталинец — 60» установлен в Якутске

Памятники легендарному трактору «Сталинец — 60» Челябинского тракторного завода и локомобилю П-25 Херсонского завода сельскохозяйственного машиностроения имени Г.И. Петровского установлены в Якутске 15 июня.

Памятник легендарному трактору «Сталинец — 60» установлен в Якутске

Якутские коммунальщики в день своего 15-летнего юбилея решили таким образом преподнести свой подарок горожанам. Новый монумент установлен перед административным зданием ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Трактор и локомобиль были найдены в прошлом году на острове Еловский Олекминского района. Разумеется, техника была в негодном состоянии, но работники ЖКХ решили увековечить память уникальным советским машинам. Старое оборудование было полностью отреставрировано и покрашено.

По информации работников ЖКХ, техника была доставлена в Якутск в марте. «Локомобиль и трактор отреставрированы работниками филиала «Коммункомплектация». Якутяне должны знать, что благодаря этим машинам, на которых в довоенное время доставили продукты и горючее, и помогающим населению в послевоенное время на сельхозполях, сотни людей были спасены от холода и голода», — пояснили в ГУП «ЖКХ РС (Я)».

В 1936 году труднейший экзамен выдержали тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Экспедиция в Якутии началась в феврале 1936 года, пишет «Южноуральская панорама», основываясь на архивные материалы Челябинского тракторного завода.

Памятник легендарному трактору «Сталинец — 60» установлен в Якутске

За несколько месяцев до этого караван судов двигался по Северному морскому пути с жизненно важным грузом для таежного региона. Однако погода подготовила неприятный сюрприз: реку Лену сковал коварный лед, и караван оказался заперт во льдах. Множество поселков могли остаться без хлеба, муки, консервов и сахара. Необходимо было спасти ценнейший груз. Но как до него добраться? Дорог нет, мороз трескучий, столбик термометра в тех краях опускался до -50 градусов.

Помощь пришла из Челябинска, куда пришла телеграмма: «Сверхсрочно. Правительственная. Директору Челябинского тракторного завода. Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами «Сталинец». Нуждается технической помощи завода. Путь в очень тяжелых условиях — 2 000 километров. Молнируйте решение».

Около двухсот челябинцев сразу же вызвались спасти замерзший караван. Однако выбрали лишь троих смельчаков: молодого инженера Василия Козлова и двух механизаторов — Ивана Дудко и Ивана Складчикова. Вскоре они уже мчались дальневосточным экспрессом в Большой Невер.

Памятник легендарному трактору «Сталинец — 60» установлен в Якутске

Тем временем была организована расширенная эвакуационная группа из рабочих и комсомольцев. Всем вместе предстояло пройти несколько тысяч километров на тракторах, развитие которых немногим позже сделало «Сталинец» лучшей машиной этого класса.

В музее ЧТЗ сохранились уникальные материалы, красноречиво свидетельствующие о тех героических днях. В начале февраля 1936 года начальник экспедиции И. Абрамович телеграфировал в Челябинск: «Стартовали 4 февраля в 11 часов. Первый день в горах тракторы без шпор прошли 16 километров, надели шпоры — прошли 50. На каждом тракторе от 19 до 22 тонн груза. Хорошо взяли один из труднейших перевалов «Путак», где «сталинец» никогда не брал больше 9 тонн. Моторы в отличном состоянии. Товарищи Складчиков, Дудко и Козлов работают не покладая рук…12 февраля двигались при буране. Дороги не видно. По пути оказываем помощь, вытаскиваем застрявшие машины. Идем днем и ночью… Встречаем на пути замороженные грузовые машины… Наши тракторы не боятся 50-60 градусов холода».

3 марта 1936 года экспедиция финишировала в Якутске. Сюда колонна тракторов доставила 115 тонн груза — муку, сахар, промтовары, горючее, локомобиль и оборудование для электростанции. Путь в 1700 километров ее участники прошли за 16 ходовых дней. Все тракторы были в исправности, грузы в целости, а люди здоровы.

Так завершился беспрецедентный «снежный поход», который спас жителей северного региона от холода и голода. И убедительно продемонстрировал, что тракторы с маркой «ЧТЗ» могут работать в самых трудных и суровых условиях.

Действительно, роль «Сталинца — 60» в то тяжелое время была огромна. Нам удалось пообщаться с олекминчанином Петром Иннокентьевичем Сухановым, который одним из первых опробовал челябинский трактор. В 1943 году, тогда Петру Иннокентьевичу было всего 14 лет (!), его назначили бригадиром колхоза. На плечи подростка была возложена большая ответственность по заготовке зерна, сена.

Памятник легендарному трактору «Сталинец — 60» установлен в Якутске

Первый колесный трактор Харьковского тракторного завода появился в районе в 1954 году. До этого якутяне заготавливали сено, пахали землю, сеяли зерно вручную, с помощью лошади. Появление первого трактора было настоящим прорывом, но, как вспоминает Петр Иннокентьевич, харьковской технике не хватало мощности. Через два года в районе появился первый «Сталинец — 60» Челябинского тракторного завода.

— Он мощный был, 60 сил, вот на нем я и пахал, культивировал, сеял. В то время вышло решение правительства из Москвы – поднять целину. Вот я на этом тракторе начал корчевать поля в Саньяхтахе. Работа была трудоемкая, на обработку поля в 50 га уходило два года. Когда работу закончил в Саньяхтахе, трактор перевезли на Еловский остров. Там же культивировал поля под угодья. Запчасти было трудно достать, поэтому сломанные запчасти подделывали и ставили обратно. На Еловском острове «Сталинец-60» и закончил свою работу. Я его привел в порядок и оставил на острове, как памятник, — рассказывает Петр Иннокентьевич.

Именно этот трактор, на котором работал Петр Суханов, якутские коммунальщики привели в порядок и установили в Якутске.

Справка:

1 июня 1933 года из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

В мае 1937 года на Всемирной выставке в Париже челябинский трактор был отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при». В этом же году был начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

Херсонский завод им. Петровского изготовил три образца локомобилей сельскохозяйственного типа мощностью в 20-25 лошадиных сил. Работали эти локомобили на перегретом паре, а кузов был цельносварным.

По материалам газеты «Южноуральская панорама Онлайн»

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости