«Пахнет 90-ми», или Как в Новосибирске восприняли идею вернуть рынки а-ля «Гусинка»

09.06.2018 13:00 1

«Пахнет 90-ми», или Как в Новосибирске восприняли идею вернуть рынки а-ля «Гусинка»

Прощай, «черкизон»

О закрытии одного из крупнейших вещевых рынков в СФО мэр Новосибирска Анатолий Локоть объявил в феврале 2015 г. на сессии депутатов Горсовета. О ликвидации барахолки говорили и ранее, однако в силу определенных обстоятельств руки у городских властей до «Гусинки» не доходили.

И вот процесс пошел. Длился он без малого восемь месяцев и проходил болезненно. Сроки несколько раз переносились. Власти вынуждены были искать компромисс, так как торговцы свои насиженные места покидать отказывались. К тому же у них возникла трудность с арендой новых помещений. С одной стороны, сработал принцип «кто первый, того и тапки». Близлежащие ТЦ оказались заняли те, кто о переезде позаботился заранее. С другой — с оставшихся «переселенцев», по их же словам, в свободных ТЦ требовали от 500 тысяч до миллиона рублей вступительных взносов.

Такой возможности и подобных сумм многие продавцы не имели, а разбредаться по Новосибирску в поисках места под солнцем не хотели. Оно и понятно — в районе вещевого рынка уже функционировала сложившаяся годами инфраструктура работы с оптовиками. Заодно и слава рынка, где можно найти все и недорого играла свою роль. В другие места, считали торговцы, клиенты попросту не пойдут. Худо-бедно, но ситуация все-таки утряслась. Кто-то остался в бизнесе, некоторые предпочли сменить вид деятельности.

Перегнули палку

«Гусинку» закрывали не по прихоти местных чиновников. Этого требовало федеральное законодательство. И вот теперь появилась инициатива федерального же Минпромторга, всерьез вознамерившегося возродить формат торговли, с которым боролись еще казалось совсем недавно. Причина банально проста. Оказалось, что за семь последних лет доля рынков и ярмарок в торговом обороте в целом по России сократилась почти вдвое. А их число — в пять раз — с 5 892 до 1 158. Таковы данные замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова.

Кроме того, в ведомстве признали, а вернее сказать, спохватились, усмотрев, наконец, явный перегиб с административными барьерами. И ряд избыточных ограничений, как то требование о предельном сроке действия разрешения на право организации рынка. Его попросту предлагается убрать. Иными словами, разрешения будут выдаваться бессрочно либо на срок действия договора аренды земли.

Также планируется разрешить торговлю с машин, а для городов-миллионников установить, что одно капитальное здание на рынке быть должно. Однако торговать, к примеру, сезонной продукций, будет возможно и вне помещений. При этом не должно быть поголовной «хипстеризации» и «потемкинских деревень», считает Евтухов. Такие рынки имеют место быть, но не везде, иначе это вредно для экономики и комфортной потребительской среды.

Начиная с 2000 гг. законодательство о рынках все время ужесточалось. Универсальные рынки, где торгуют как продовольственными, так и непродовольственными товарами, в конце концов, были запрещены к организации вне капитальных строений.

От результата до абсурда

С момента закрытия «Сибирского черкизона» прошло уже почти три года. Торговцы, а вместе с ними и покупатели к новым условиям привыкли. В городе функционируют более семи торговых центров формата «крытого рынка», предлагающих своим посетителям одежду, обувь и другие непродовольственные товары по ценам значительно ниже магазинных.

«Деятели из Минпромторга забывают одну простую истину. За время реформ по сути были уничтожены все оптовые рынки, размещающиеся вне капитальных строений. Практически все операторы или компании, которые, так или иначе, оказывали подобные услуги, вложили [в строительство ТЦ] колоссальные средства, многие из них по сей день рассчитываются с кредиторами, — говорит председатель комиссии по предпринимательству горсовета Новосибирска Игорь Салов. — Потенциальные арендаторы и покупатели полностью удовлетворены. Что касается нормативов по площадям оптово-розничной сети, то в Новосибирске на душу населения они превышены примерно в четыре раза».

Комментировать инициативу Минпромторга, считает Салов, крайне сложно. Ведь чтобы помочь предпринимателям ведомство принимает «столь неуклюжие решения».

«Ничего хорошего по поводу этой инициативы не скажу, она очень больно бьет по репутации нашего российского правительства. Это свидетельство низкой квалификации, абсолютного незнания ситуации на рынке торговли и услуг. Ничего хорошего из этого не выйдет», — заключил Салов, добавив, что сегодняшний покупатель предъявляет требования к комфорту, а времена, когда люди примеряли одежду и обувь на улице, давно прошли.

«Предполагать, что сегодня арендаторы пойдут куда-то в поле арендовать контейнер и у них найдется необходимое количество покупателей, это абсурд», — заключил он.

Ретроградство какое-то

Идея возрождения розничных рынков не совсем понятна. В то время как государство отчаянно пытается устранить в системе расчетов «серые» схемы, государственная же структура кладет гирю на противоположную чашу весов. В любом случае, это не решение проблемы, считает эксперт по коммерческой недвижимости Игорь Рылов. Здесь либо глупость, либо чья-то заинтересованность, уверен он.

«Идея ухода от уличной торговли была эволюционной. Уличные деньги — это «серые» деньги и отслеживать их невозможно. Любое государство стремится к тому, чтобы контролировать все потоки. Видимо, у них [в Минпромторге] что-то пошло не так и они решили вернуться. Но это просто смешно!»

Возвращение барахолок ни в коей мере не ударит по крытым оптово-розничным рынкам. Конечно, считает Рылов, какой-то класс населения, быть может, и будет приобретать товары на улице, но в целом покупательская парадигма сменилась уже давно.

«Мы все привыкли к более цивилизованным территориям, карточкам, интернету. А тут ретроградство какое-то, совершенно непонятная история. Скорее всего, кто-то просто лоббирует свои интересы, чтобы получать какие-то преференции. А мотивация типа «мы перегнули»… Но ведь исправить никогда не поздно. Это же не значит, что нужно отказываться от достигнутого», — отметил эксперт, добавив, что наводнить рынок операторами, которые заполнили бы уличную нишу, сегодня невозможно.

«Пусть они наведут порядок в крытых рынках, искоренят коррупционную составляющую, сделают аренду прозрачной», — акцентировал он. — Люди же не изгои, чтобы торговать на улице как в 90-е».

Неясная логика, зато своя

Путь к легализации оптово-розничных рынков был непростым и даже кровавым. Не только в Новосибирске, но и по всей России. Сегодняшние крытые оптовые рынки появились с большим трудом, а достославный Минпромторг не придумал ничего лучше, как откатиться назад, считает депутат горсовета Александр Бурмистров:

«В результате реализации этих предложений появляется риск роста нарушений санитарных норм, операций с черным налом, расцвета нелегальных видов деятельности, этнических конфликтов, криминала… Одним словом всего того, с чем мы долго и упорно боролись. Не говоря уже об очевидном ухудшении качества городской среды, — считает парламентарий. — По первому ощущению, инициатива пахнет 90-ми. Хотелось бы услышать какие-то более внятные пояснения. Может быть, у Минпромторга и есть своя логика, но мне она пока не ясна».

Как не ясно и то, какая муха и за какое место вновь укусила чиновников ведомства, что они решили устроить регресс и вернуться к тому, от чего так отчаянно бежали несколько лет назад. Конечно, брать лучшее из прошлого и адаптировать его под настоящее не возбраняется. Да только вряд ли прошлое под названием «оптово-розничный рынок» можно назвать светлым. Ситуация эта скорее напоминает кадр из фильма «Легкая жизнь», где героиня Фаины Раневской в одной из сцен говорит: «Здравствуйте, я ваша тетя, я приехала из Киева, и буду у вас жить». Что чувствуется? Удивление, негодование, протест. Только в этом конкретном случае и то, и другое, и третье.

Андрей Вержбицкий

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости