В редакцию «Бийского рабочего» поступило более двух десятков звонков о работе общественного транспорта.
Многие из них были схожи – как бороться с курением водителей, кто к кому должен подходить при расчете за проезд и когда в Бийске появятся современные автобусы? На эти и другие вопросы отвечает Елена Кривцова, начальник диспетчерской службы Городского транспортного диспетчерского центра.
Водители продолжают курить в салонах…
– За это на них может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Если вы увидели, что водитель курит, – зафиксируйте и сам факт курения, и номер транспортного средства, или запомните, в какое время автобус шел по маршруту, чтобы было можно установить экипаж. Снимите на телефон и предоставьте запись к нам в диспетчерскую либо в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Как часто водители автобусов и маршрутных такси сдают экзамены на знание ПДД?
– Экзамены они сдают в общем порядке, как и водители других транспортных средств. Если вы уверены, что нарушение было, обращайтесь в ГИБДД. Фото- и видеофиксация также приветствуются.
Кто к кому должен подходить для оплаты проезда?
– В правилах перевозок прописано, что оплата проезда осуществляется при входе в автобус. Вы же билет на междугородний рейс покупаете заранее, здесь та же аналогия. Но если зашло несколько человек одновременно, и вы не оплатили проезд сразу, а прошли на свободное место, то кондуктор обязан подойти и рассчитать вас.
Вопрос по поводу форточек. Кому-то дует, а кто-то плавится от жары. Есть какое-то правило?
— Правил по этому вопросу нет — ни в уставе автомобильного транспорта, ни в правилах пассажироперевозок. Выход один — договариваться. Ну, если кому-то дует из форточки, а другим жарко и они против того, чтобы ее закрыть — пересядьте. Или если жарко — попросите открыть форточку. Если вежливо попросите — не думаю, что откажут.
Есть ли регламент, как долго один автобус может стоять на остановке? Идущие по 21-му маршруту стоят по 10 минут (у детской поликлиники, у Сбербанка). Из-за этого идущие следом не могут подъехать к павильону.
– Регламента как такового нет, но есть расписание движения транспорта, которого водители должны придерживаться. Если отставание от него есть – это доводится до автопредпринимателя и водителя. Если такие задержки на этом рейсе стали регулярными, водитель будет наказан.
Пазики морально и технически устарели. Планируется ли их замена пусть не на новые, но на современные автобусы, рассчитанные на движение по городским маршрутам, с накопительными площадками, нормальными поручнями и прочим?
– У нас в городе есть координационный совет в сфере общественного транспорта, на одном из заседаний которого поднимался вопрос о необходимости замены пазиков на более комфортабельные автобусы городского типа. Перевозчики это предложение поддержали, но все упирается в финансовый вопрос. Новые автобусы очень дорогие. Но на уровне идеи такие планы уже есть.
Обязываете ли вы собственников автобусов следить за состоянием салона? Сидения выпадают, окна дребезжат, чехлы на сидениях — ужасно грязные…
— У перевозчиков в контракте прописано, что они обязуются содержать свой салон в чистоте, в порядке. Если есть претензии к транспортному средству — звоните в диспетчерскую.
В «Хёндэ» одно время были кондукторы, почему их убрали? Пассажиры постоянно отвлекают водителя от дороги. И вообще, должны ли быть кондукторы везде, в том числе и в маршрутках?
– В нормативных документах не оговаривается, что наличие кондуктора в салонах автобусов обязательно.
В район кирпзавода и за реку после 9 часов вечера не уедешь. Будут ли пересматривать расписание?
– Расписание и количество выводимых транспортных средств в первую очередь зависит от числа пассажиров. Да, вечером число машин, выходящих на маршруты, меньше чем в дневное время. Но если пассажиры уверены, что имеющихся рейсов и транспорта недостаточно, можно с заявлением обратиться к нам или в отдел транспорта и связи при управлении ЖКХ. Опишите свою просьбу, соберите подписи – автобусы будут.
На разных маршрутах при оплате проезда все чаще не выдают билеты…
– Пассажир вправе требовать билет, это своего рода заключение договора между пассажиром и перевозчиком. Заинтересован в этом пассажир – так отслеживается пассажиропоток и диспетчеры понимают, например, куда нужно добавить рейсы. Заинтересован и автопредприниматель – так он уверен, что оплата проезда не прошла мимо кассы. Поэтому если вам не дали билет – звоните в диспетчерскую. По камерам из салона можно будет проверить, был выдан билет или нет. Многие перевозчики даже увольняют кондукторов из-за подобных фактов.
Когда вернут «Газели»?
— По факту «Газели» не ушли. «Некст» — те же «Газели», только более комфортабельные и вместительные. Они рассчитаны на движение по городским маршрутам.
Часто не сдают 50 коп. с 18 руб. Говорят, нет сдачи. В таком случае, может быть, брать в сторону уменьшения цены – 17, а не 18 рублей? Законна ли разница 17 и 17,50 для тех, кто рассчитывается картой и наличкой. Это же дискриминация!
– По поводу разницы. В июне 2016 года администрацией города было принято постановление о стоимости проезда в общественном транспорте. В нем прописано, что на городских маршрутах она составляет 17,50 руб., на городских экспресс – 22,50 руб. Это тот порог, выше которого автоперевозчики не могут поднять цену билета. А опустить ниже могут. Из этого следует, что если сдачи у экипажа нет, то округлить стоимость проезда должны до 17 руб., а не брать плату выше положенной. Но и недобросовестные пассажиры нередко пользуются этим, и часто подают крупные купюры в ранние часы, когда сдачи у водителя действительно нет, а в итоге едут бесплатно. Перекоса не должно быть ни в одну сторону. Если вы знаете, что вам нужно ехать на общественном транспорте, позаботьтесь, чтобы у вас была нужная сумма на проезд. Будьте взаимно вежливы.
Почему на терминалах не всегда срабатывают карты visa? Пишет «ошибка». После 3–4 попыток срабатывает.
– Да, такие обращения есть. Как нам поясняет оператор, это следствие возникающих технических проблем в банковском программном обеспечении. К счастью, они краткосрочны. Также одной из причин может быть срок эксплуатации карточки: если она была выпущена до запуска программы, подобные проблемы тоже могут возникать.
Почему летом не отключают отопление в автобусах?
– Чаще всего за отопление пассажиры принимают нагрев самого автобуса. Есть такие модификации, когда при работающем моторе нагревается и салон. И исправить это технически невозможно.
Необходимо пустить автобусы до лесозавода и по улице Советской мимо Дома детского творчества. Детям, которые там занимаются, приходится пересекать несколько приезжих частей.
– Попытки пустить автобусы до лесозавода были. Но ширина проезжей части не позволяет запустить здесь автобусы. Кроме того, если говорить о лесозаводе, то там ходит трамвай, и люди транспортной составляющей обеспечены. Что касается улицы Советской, Дома детского творчества, то здесь необходимо разъяснение, по какому конкретно маршруту нужно пустить автобус.
Автобусы не подъезжают к посадочным площадкам, а останавливаются на самой дороге. Из-за этого очень трудно подниматься и спускаться из автобуса больным людям, пожилым.
– Пассажирам не надо стесняться – попросите водителя подъехать ближе, возможно, он не видит, что кому-то сложно спуститься. А если говорить о правилах перевозки – автобус должен останавливаться в дорожном кармане. Посадка и высадка пассажиров должны проводиться напротив остановочных павильонов либо у дорожного знака «Остановка автобуса». Но действительно, это происходит не всегда. Сами водители чаще всего поясняют это тем, что подойти к остановке автобус не может из-за того, что там стоит другой, и если он будет ждать, пока тот отойдет, он нарушит собственное расписание. В этом случае мы видим, что подобные нарушения происходят из-за нарушения графика движения. Мы с этим боремся. А если подобное случается систематически – обращайтесь в диспетчерскую, поговорим с водителем.
В ураган унесло остановку у маслоэкстракционного завода. Она упала в русло «голубого Дуная», откуда ее увезли. А новую так и не поставили…
– По всей видимости, читатели имеют в виду остановку «Переезд». Остановочный павильон не унесло ветром, они все давно укреплены, проведены необходимые экспертизы, чтобы проверить, как крепко они стоят. Павильон на переезде регулярно сбивают транспортные средства. Так было и на сей раз. Его покосило, поэтому оставлять павильон в том виде было опасно для пассажиров, и его убрали. Саму конструкцию уже отремонтировали, ее установят обратно, как только для нее будет готова площадка.
Когда уже переделают трамвайную остановку на табачной фабрике (в сторону старого центра)? Она стоит на непонятном постаменте. Выходить и входить не удобно, особенно зимой.
– В скором времени постамент будет убран и установлен новый остановочный павильон.
Наказывают ли экипаж за хамство? И как можно доказать, что тебе нахамили?
– Главное доказательство – видео. Это может быть видеофиксация самим пассажиром или свидетелями инцидента – сегодня у всех есть телефоны, большинство из них оборудованы видеокамерами. Кроме того, мы можем поднять архив видеорегистратора, которые сегодня установлены в каждом городском автобусе. Они не только снимают «картинку», но и записывают звук. Но эти данные хранятся лишь трое суток, поэтому в том случае, если нужно обратиться к видео, снятому регистратором, не нужно тянуть время. Лучше обращайтесь сразу. Наказание в этом случае – штраф.
Что делать, если автобус проехал остановку?
– Вопрос этот действительно болезненный. Теперь наши диспетчеры даже напоминания водителям сбрасывают на навигационное оборудование, что все остановки являются обязательными, однако, хочу особо внимание заострить, при наличии пассажиров. Также в правилах пассажирских перевозок прописана необходимость заблаговременно уведомлять водителя о том, что вы выходите на ближайшей остановке. И водители, кондукторы почти всегда спрашивают, выходят здесь или нет. Сказать, что вы выходите, уже достаточно. Никто не должен заставлять вас во время движения транспорта идти по салону к выходу. А вот если вы стоите на остановке и автобус не останавливаясь проехал мимо вас, сразу звоните в диспетчерскую. Но и к пассажирам просьба: если вы ждете общественный транспорт – ждите его на остановке, а не в пятнадцати метрах от нее. Иначе как о ваших намерениях узнает водитель? Или хотя бы махните водителю рукой.
У нас все остановки – в мусоре, в билетах, хотя рядом стоят урны. Кто отвечает за чистоту на остановках?
– Урны есть на большей части остановок, но не на всех, например, в Заречье. В следующем году этот вопрос будет решен. Промежуточные остановки, то есть между конечными, убирают дорожные службы, с которыми заключает договор управление ЖКХ. За состояние конечных остановок отвечает наш Транспортный диспетчерский центр. Для наведения здесь порядка нанят подрядчик.
Появится ли в Бийске хоть один автобус, оборудованный подъемом для колясочников?
– Наверное, это не решило бы проблемы, если бы появился лишь один такой автобус. Адресная доставка будет гораздо эффективнее и удобнее людям с ограниченными возможностями. В Бийске есть социальное такси.
Надоел шансон в автобусах. Ведь не только про зэков поют, но порой еще и песни с матом. А едут дети. На претензии водители не реагируют. Это повод для заявления?
– Да. Можно обратиться как в подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так и к нам, в диспетчерскую. Жалобы принимаются не только на шансон. Повод для жалобы, например – если музыка играет слишком громко. Но хотела бы пояснить пассажирам, почему водители часто ее включают – это некая «звуковая завеса», чтобы не отвлекаться на происходящее в салоне, а следить за дорогой. Поэтому если музыка играет не на весь салон, а тихо, только для водителя – ничего страшного в этом нет.
Планируется ли перенос остановок «Коммунарский», «Димакс» (при повороте на Трофимова)? Здесь большой поток машин и автобусам сложно выехать из кармана.
– Вопрос по переносу остановок «Коммунарский» и «Димакс» (при повороте на ул. Трофимова) пока остается открытым. В настоящее время есть объективные причины, которые не дают возможность оперативно решить данную проблему.
На основании чего контролеры проверяют билеты в автобусах частных перевозчиков?
– В правилах пассажироперевозок отмечается, что контролирующая организация имеет право ходить и проверять билеты, если такая организация существует. Многие думают, что проверять наличие билетов может только тот перевозчик, в автобусе которого они едут. Это не так. Автопредприниматели могут передать контрольную функцию другим лицам. Так и было в Бийске. Перевозчиками подписан регламент с компанией ООО «Норд». Контроллеров этого предприятия мы и видим на городских маршрутах.
Почему на улице Васильева в одну сторону есть остановка «1000 продуктов», а в другую – нет?
– Расположение остановок в Бийске утверждает городская Дума. В решении о создании остановки «1000 продуктов» указана лишь одна остановка – по нечетной стороне улицы Васильева. Она появилась по просьбе руководства 4-й горбольницы, потому что пациентам до ближайшей остановки при движении в сторону центра было далеко добираться. А при движении в другую сторону недалеко от больницы есть остановка «1-й участок».
Дежурный диспетчер Городского транспортного диспетчерского центра:
55-55-09 (круглосуточно).
Бийское подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:
47-20-90.
ГИБДД Бийска:
47-64-23 (круглосуточно).
Отдел транспорта и связи администрации Бийска:
40-51-49.
Ответы на вопросы по работе маршрутов Бийского района и от жителей района мы надеемся получить в скором времени в районной администрации.
Присылайте ваши сообщения, фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями, в нашу группу «Бийск – мой город» в соцсетях Инстаграм, ВКонтакте и Одноклассники (ссылки кликабельны, подписывайтесь!), а также на почту газеты «Бийского рабочего» redaktor@biwork.ru. Не забывайте указывать свой контактный телефон.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.