Общественность обеспокоена нарушениями при составлении ОВОС будущего химического завода в Якутии

19.04.2018 3:40 0

Общественность обеспокоена нарушениями при составлении ОВОС будущего химического завода в Якутии

Уже месяц как поступил в правительство республики и муниципальный район проект оценки воздействия на окружающую среду будущего химического завода на берегу реки Лена Мегино- Кангаласского района, местом расположения выбран лесной участок на территории Нерюктяйинского наслега, вблизи поселка Нижний Бестях. Как обычно органы государственной власти сохраняют привычное молчание. Между тем, в соцсетях общественность активно высказывает свое мнение по проекту ОВОС.

Проект ОВОС — в современной острой экологической ситуации необходимый набор исследований и экспертиз, который призван оценить необходимость планируемой хозяйственной деятельности, прямого, косвенного и иного воздействия на окружающую среду, негативных последствий для природы и человека и возможности их уменьшения или полного исключения, если планируемая деятельность действительно важна и необходима. В пакете документов обязательно присутствуют планы компенсации негативного воздействия и варианты его минимизации или полной ликвидации, так же рассматривается альтернативное место строительства объекта. В представленном проекте ОВОС альтернатива не представлена.

Таким образом заказчик и проектант пришли к заключению, что этот лесной участок самый подходящий, а других мест искать нет необходимости и написали, разрисовали будущий завод в радужном цвете. Читая данный документ невольно приходишь к мысли, что действительно производство «идеально чистое», но реалии таковы, что чем крупнее завод, тем больше он выбрасывает в атмосферу и окружающую среду вредных веществ, а завод-то планируется построить самый крупный в России.

Проведение ОВОС проходит 3 этапа

1 этап. Заказчик (в нашем случае компания ЯТЭК) направляет в органы государственной власти, МСУ уведомление, в котором кратко и по существу описывает намечаемую деятельность, ее цели и условия реализации, варианты осуществления деятельности (по месту размещения объекта, по выбору технологий и прочее). На этом этапе уведомляется общественность затем составляется техническое задание для проведения проекта ОВОС. Правительство республики на наши вопросы о химическом заводе, всегда твердили, что о заводе ничего не знают, мол документы технико-экономического обоснования ЯТЭК им не представил. На самом деле с момента уведомительного процесса правительство было в курсе и даже можно предположить, что все происходило с его ведома и в строжайшем секрете.

Между прочим, года два назад самим правительством был принят и утвержден Стандарт открытости и для органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественностью и как видим, только для отчета и самоуспокоения.

2 этап. На данном этапе проводятся различные исследования по оценке воздействия на окружающую среду и оформляется предварительный вариант материалов экспертизы. проведенной в соответствии с техническим заданием. Исследуются и обобщаются гипотетические характеристики намечаемой деятельности, возможность их исключения и замещения, экологической компенсации планируемых работ. По действующему Положению к ОВОС все этапы проведения ОВОС должны быть представлены общественности для общественного (публичного) обсуждения. Как видим ПЕРВЫЙ этап прошел мимо общественности и органов местного самоуправления поселения и района. Заказчик и правительство республики решили нагло, как говорят, среди белого дня, обойти общественность, не дав им открыто и всенародно обсудить документы уведомительного этапа. Таким образом заказчик тихо и молча дал задание на проектирование ОВОС проектанту, и мы в середине марта этого года получили подготовленный проект. В проекте мы не нашли ссылку проектанта на наличие технического задания.

Исследования и составление проекта должны пройти строго по техническому заданию.

3 этап. На данном этапе происходит формирование финального пакета документации проекта ОВОС и с учетом поступивших замечаний и предложений и результатами общественных слушаний, проект утверждается заказчиком и направляется в государственную экологическую экспертизу. В состав документов для разработки проекта ОВОС множество наименований , среди которых должны быть:

— Распоряжение (письмо, постановление) администрации местных органов власти (о согласовании расположения объекта).

— Распоряжение главы района «О согласовании места расположения объекта).

— Материалы опроса общественности и общественных организаций, имеющиеся социальные конфликты по вопросу размещения объекта. (все материалы должны быть согласованы с администрацией района.)

Названные выше документы в проекте ОВОС отсутствуют или сознательно пропустили, но ЯТЭК с соответствующими вопросами в администрацию поселения и района не обращалась, как уверяют нас руководители местного самоуправления соответственно.

Изучение материалов проекта ОВОС будущего химического завода показало, что сбор материалов для подготовки к ОВОС заказчиком начался в июне месяце 2017 года, судя по датам запросов и переписки с территориальными органами государственной власти. Заказчик и органы государственной власти республики обязаны были письменно информировать разработчиков проекта о существовании социального конфликта по вопросу завода по производству метанола еще с 2009 года, когда провалился план строительства в поселке Жатай. Затем 2010 году жители Нерюктяйинского наслега (с. Павловск) также отказали строительству завода, а последний конфликт начался с осени 2015 года и продолжается до настоящего времени.

Такой продолжительный конфликт между общественностью и властью в современной России еще не наблюдался. В проекте указывается, что изыскательские работы проводились ООО «Картинфо» из города Якутска, который изыскания провел в августе и ноябре. Договор аренды лесного участка составлен в сентябре 2017 года , а изыскания начали в августе, то есть работы выходит производились незаконно. Почему молчат контролирующие органы или они не изучили материалы ОВОС?

Впрочем, к данному документу много вопросов, очевидно, что он составлен в спешке, видимо правительство республики торопило компанию ЯТЭК, чтобы все мероприятия закончить до начала агитационного периода к выборам, которые намечены в сентябре этого год, но уголовное преследование в отношении руководителей компании «Сумма», чьим придатком является ЯТЭК , перемешало все карты. Остается только вопрос: какими узами связаны с ними наши высокие чиновники, которые так яростно защищают проект строительства химического завода?

Председатель Общественного движения «Мы против газохимического завода» Рудольф Михайлов

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости