Уже месяц как поступил в правительство республики и муниципальный район проект оценки воздействия на окружающую среду будущего химического завода на берегу реки Лена Мегино- Кангаласского района, местом расположения выбран лесной участок на территории Нерюктяйинского наслега, вблизи поселка Нижний Бестях. Как обычно органы государственной власти сохраняют привычное молчание. Между тем, в соцсетях общественность активно высказывает свое мнение по проекту ОВОС.
Проект ОВОС — в современной острой экологической ситуации необходимый набор исследований и экспертиз, который призван оценить необходимость планируемой хозяйственной деятельности, прямого, косвенного и иного воздействия на окружающую среду, негативных последствий для природы и человека и возможности их уменьшения или полного исключения, если планируемая деятельность действительно важна и необходима. В пакете документов обязательно присутствуют планы компенсации негативного воздействия и варианты его минимизации или полной ликвидации, так же рассматривается альтернативное место строительства объекта. В представленном проекте ОВОС альтернатива не представлена.
Таким образом заказчик и проектант пришли к заключению, что этот лесной участок самый подходящий, а других мест искать нет необходимости и написали, разрисовали будущий завод в радужном цвете. Читая данный документ невольно приходишь к мысли, что действительно производство «идеально чистое», но реалии таковы, что чем крупнее завод, тем больше он выбрасывает в атмосферу и окружающую среду вредных веществ, а завод-то планируется построить самый крупный в России.
Проведение ОВОС проходит 3 этапа
1 этап. Заказчик (в нашем случае компания ЯТЭК) направляет в органы государственной власти, МСУ уведомление, в котором кратко и по существу описывает намечаемую деятельность, ее цели и условия реализации, варианты осуществления деятельности (по месту размещения объекта, по выбору технологий и прочее). На этом этапе уведомляется общественность затем составляется техническое задание для проведения проекта ОВОС. Правительство республики на наши вопросы о химическом заводе, всегда твердили, что о заводе ничего не знают, мол документы технико-экономического обоснования ЯТЭК им не представил. На самом деле с момента уведомительного процесса правительство было в курсе и даже можно предположить, что все происходило с его ведома и в строжайшем секрете.
Между прочим, года два назад самим правительством был принят и утвержден Стандарт открытости и для органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественностью и как видим, только для отчета и самоуспокоения.
2 этап. На данном этапе проводятся различные исследования по оценке воздействия на окружающую среду и оформляется предварительный вариант материалов экспертизы. проведенной в соответствии с техническим заданием. Исследуются и обобщаются гипотетические характеристики намечаемой деятельности, возможность их исключения и замещения, экологической компенсации планируемых работ. По действующему Положению к ОВОС все этапы проведения ОВОС должны быть представлены общественности для общественного (публичного) обсуждения. Как видим ПЕРВЫЙ этап прошел мимо общественности и органов местного самоуправления поселения и района. Заказчик и правительство республики решили нагло, как говорят, среди белого дня, обойти общественность, не дав им открыто и всенародно обсудить документы уведомительного этапа. Таким образом заказчик тихо и молча дал задание на проектирование ОВОС проектанту, и мы в середине марта этого года получили подготовленный проект. В проекте мы не нашли ссылку проектанта на наличие технического задания.
Исследования и составление проекта должны пройти строго по техническому заданию.
3 этап. На данном этапе происходит формирование финального пакета документации проекта ОВОС и с учетом поступивших замечаний и предложений и результатами общественных слушаний, проект утверждается заказчиком и направляется в государственную экологическую экспертизу. В состав документов для разработки проекта ОВОС множество наименований , среди которых должны быть:
— Распоряжение (письмо, постановление) администрации местных органов власти (о согласовании расположения объекта).
— Распоряжение главы района «О согласовании места расположения объекта).
— Материалы опроса общественности и общественных организаций, имеющиеся социальные конфликты по вопросу размещения объекта. (все материалы должны быть согласованы с администрацией района.)
Названные выше документы в проекте ОВОС отсутствуют или сознательно пропустили, но ЯТЭК с соответствующими вопросами в администрацию поселения и района не обращалась, как уверяют нас руководители местного самоуправления соответственно.
Изучение материалов проекта ОВОС будущего химического завода показало, что сбор материалов для подготовки к ОВОС заказчиком начался в июне месяце 2017 года, судя по датам запросов и переписки с территориальными органами государственной власти. Заказчик и органы государственной власти республики обязаны были письменно информировать разработчиков проекта о существовании социального конфликта по вопросу завода по производству метанола еще с 2009 года, когда провалился план строительства в поселке Жатай. Затем 2010 году жители Нерюктяйинского наслега (с. Павловск) также отказали строительству завода, а последний конфликт начался с осени 2015 года и продолжается до настоящего времени.
Такой продолжительный конфликт между общественностью и властью в современной России еще не наблюдался. В проекте указывается, что изыскательские работы проводились ООО «Картинфо» из города Якутска, который изыскания провел в августе и ноябре. Договор аренды лесного участка составлен в сентябре 2017 года , а изыскания начали в августе, то есть работы выходит производились незаконно. Почему молчат контролирующие органы или они не изучили материалы ОВОС?
Впрочем, к данному документу много вопросов, очевидно, что он составлен в спешке, видимо правительство республики торопило компанию ЯТЭК, чтобы все мероприятия закончить до начала агитационного периода к выборам, которые намечены в сентябре этого год, но уголовное преследование в отношении руководителей компании «Сумма», чьим придатком является ЯТЭК , перемешало все карты. Остается только вопрос: какими узами связаны с ними наши высокие чиновники, которые так яростно защищают проект строительства химического завода?
Председатель Общественного движения «Мы против газохимического завода» Рудольф Михайлов