— Самая большая проблема в том, что нам осталось лишь три-четыре года, после чего бюджет больше не сможет привлекать заемные средства. А сейчас развитие города обеспечивается именно за счет заемных денег. Того что есть у самих, даже с учетом межбюджетных трансфертов, не хватает. Когда этот (кредитный. — Ред.) источник иссякнет, не вполне ясно, что мы будем делать.
И тем не менее есть ряд статей, которые можно было бы сократить. Но отчего-то этого не происходит. Так, сама мэрия казне обходится в 3 млрд рублей. Немалые суммы «проедает» аппарат и тратятся на пиар. И никаких сокращений здесь мы не наблюдаем. Посмотрим, что изменится ко второму чтению. Тем не менее уже сейчас ясно, что бюджет сбалансирован за счет заемных средств, более того, некоторые параметры завышены.
В такой ситуации, наверное, нужно брать деньги на большой проект строительство моста. Это вливание в экономику города. Хотя схема проекта мне категорически не нравится. Крайне сомнительно, почему решено гарантировать прибыль концессионеру. Я, например, строю дом. Но квартиры по заложенной в экономику здания цене не продаются. И что тогда? Прихожу в мэрию, говорю: верните мои деньги, потому что у меня не получилось?! А с чего ради? Существуют коммерческие риски. Бизнес всегда рискует. А здесь безрисковый вариант…
— НДФЛ забрали. Это правда. Налоги и арендная плата не добираются. Тоже правда. Поэтому кто здесь прав? А никто. Знаете, бывает, когда оба правы, а здесь, наверное, оба неправы. Мэрию Новосибирска есть в чем упрекнуть, это бесспорно. Врио губернатора говорит, что готов рассматривать дополнительное увеличение ассигнований Новосибирску. Надеюсь, что так и будет. Потому что Новосибирск самостоятельно из этой ямы не выберется.
— Мне кажется, мэрия не в полной мере использует свои возможности. Идут какие-то непонятные соглашения, проигрываются суды, которые можно и нужно выигрывать… Факт остается фактом — долги бюджета растут.
Основной источник дохода у нас — НДФЛ. Мы не добираем по транспортному налогу. Здесь нужно работать с областью. Потому что львиную долю по акцизам, по транспортному налогу, вообще в дорожный фонд приносит Новосибирск. И получает оттуда сущие копейки. Здесь должны быть установлены понятные отношения.
Во-вторых, нужно сокращать расходы. Сейчас получается, что мы сокращаем расходы на ремонт дорог, а на пиар оставляем. Мне не понятно, чем занимается департамент экономики и стратегического планирования. Они даже не могут ответить мне, сколько они на самих себя потратили. Тогда как они вообще считают в масштабах всей мэрии, всего города? В департаменте информатизации 39 человек работают, а до сих пор не отлажен нормальный электронный документооборот.
— Административная реформа у нас объявляется не впервые. Но вместе с тем у нас и численность чиновников растет, и расходы растут на аппарат. Они не оправданны. Вроде бы где-то что-то уменьшается, а здесь — священная корова, которую резать нельзя. Пиар и собственный аппарат. Наверное, можно другие приоритеты выбрать. По ДЭУ начали расходы сокращать. Это можно и нужно делать, но деньги нужно направить на те же дороги, а ни в коем случае не на пиар.
— Тут, конечно, сама схема порочная. Но нам нужны деньги. Сейчас откажемся, потом вряд ли что-то получим. Недостачу область будет закрывать из своих денег. Мы все равно из этого дорожного фонда мало что получаем. И как депутаты городского совета депутатов мы прежде всего должны беспокоиться за городской бюджет. Поэтому пусть область беспокоится. Они же соглашаются на эту концессию. Тем более Панферов (вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов. — Ред.) сказал же: оставьте свое мнение при себе. Поэтому мы потом им и скажем: ну ребята, вы же настаивали, давайте закрывайте!
— Город — нет. Считаю, что мы приобретем с этим мостом. Хотя, конечно, строить его нужно в другом месте и по другой схеме. Мэр говорит, что развязки в приоритете. Так а кто ж спорит? Развязки нужно делать в первую очередь. Но одно нельзя соотнести с другим. Если мы не сделаем мост, нам же никто на развязки денег не даст!