Сегодня в Якутии можно увидеть людей с татуировками на лицах. В первую очередь хочется отметить самобытного и талантливого российско-якутского артиста Кит Джа, кроме него – якутянок Аделину и Янкисславу Дуткиль.
Многие якутяне порицают их за наколки, между тем, татуировка у нас в традициях – в Якутии в средневековье жили «шитолицые» племена, или «тигиилээх сырайдар», имевшие уникальный обычай татуирования.
В целом, несмотря на запреты, людей с наколками в мире становится все больше. Sakhaday решил узнать мнения специалистов – в чем причина актуальности тату, стоит ли набивать себе этот неотторжимый рисунок и каковы последствия этого обряда.
Тату – это самоидентификация
Вековечными рисунками люди украшали себя не только с эстетических соображений, но и медицинских; татуировка служила оберегом, рассказывала о ранге, роде, племени, тотеме, воинских доблестях, о каких-то исключительных особенностях обладателя и так далее.
Обряд татуировки – явление древнейшее. Благодаря египетской технике мумифицирования, известно, что татуировке более 4-х тысяч лет, а обнаружение в 1991 году в альпийских льдах останков человека Этци с наколками говорит о том, что обряду татуирования более 5-ти тысяч лет.
Как уже было сказано, в Якутии во времена средневековья жили племена, которые имели обычай татуировки – их называли «шитолицые» или «тигиилээх сырайдар», о котором корреспондент Sakhaday уже писал, но решил вспомнить.
Якуты, тунгусы и индейцы
Согласно историческим преданиям и легендам якутов, в происхождении саха и эвенков участвовали «шитые лица» или «тигиилээх сырайдар» («шитолицые»). По мнению историков, обряд татуирования скорее был культурным элементом среди различных народностей, а не носил единую этническую основу.
Татуированные якуты - юноша и девушка. 1733 год (По И.Г. Гмелину)
По фольклорным данным, племена с шитыми лицами жили в районах Вилюйской группы улусов, а также в Северной, Северо-Восточной и Северо-Западной Якутии. По мнению ученого Натальи Ермоловой, в Якутии обычай татуировки присутствовал преимущественно у западных. Украшали себя наколками как тунгусы, так и якуты.
Исследователь Александр Миддендорф считал, что, очевидно, традиция татуировки проникла из южной Азии и с берегов Тихого океана в самые северные страны.
«Уже Марко Поло, говоря о татуировании, называл его индейским искусством. Татуируются не только североамериканские индейцы, жители Кадьяка, алеуты и чукчи, но даже эскимосы в «Committee-Day» и притом последние до единого. Тем более татуирование в Сибири нельзя считать особенностью одних тунгусов. На реке Новой я видел татуированную самоедку…остяков и якутов», - писал путешественник.
«Красиво украшенное лицо»
Согласно преданиям, на территории Вилюйской группы улусов проживало племя дьирикинэй, «дьэрэкээн сырайдах» («красиво украшенное лицо»).
Свои «лица прошивали» и отдельное племя туматов, жившее рядом с шитыми лицами, и мнение о том, что тумат и дьирикинэи один и тот же народ, - результат смешения обособленной части туматов с племенем с шитыми лицами. Этнограф Борис Долгих относил туматов к якутам, хотя часть историков принимает туматов за неякутское племя, уже оякученное к приходу русских казаков и перенявшее обряд татуировки у тунгусов.
Татуированные канглы
Представители многих родов и племен Якутии, в том числе воины Тыгына Дархана, особенно кангалассцы, имели обычай украшать свои лица наколками, и по мнению историков, этот тату-обряд часть канглов переняла у енисейских кыргызов, как военную традицию. Хотя для других ученых якутско-хакасско-алтайские параллели более значительны. По кыргызской традиции татуирования нательными рисунками украшали особо отличившихся и храбрых воинов. Они татуировали себе руки, а женщины по выходе замуж – шею.
«Шитые рожи» отпугивали духов
У племен Якутии способ нанесения татуировки был подкожный – когда окрашенную сажей нитку выдергивали, сажа оставалась под кожей, образуя пунктирные узоры, отсюда и возникло выражение «шитые рожи». Изображения на лице были несложными.
Тунгусы употребляли татуировку при заболеваниях: например, при кровотечениях из носа делали тату на лбу или между бровями и даже на плечах.
Тунгусская традиция имела параллели с обрядом татуировки у народов Северо-Восточной Азии, в частности с чукчами и эскимосами.
У эскимосов тату также использовались и в лечебных целях. Рисунки отличались сложностью фигур, например, у женщин – геометрические орнаменты в виде солярных фигур, у мужчин – в виде небольших геометрических знаков по бокам от губ – как обереги от духов.
Татуировка (а - женщины оленных чукоч; b, c,d,y - эскимосские женщины; f,g,h - женщины приморских чукоч; i - мужская.
Откат от цивилизованности
Андрей Карпов
По словам российского культуролога Андрея Карпова, татуировка по своей культовой, магической сущности присутствует в достаточно примитивных культурах, а на сегодня количество людей, готовых довольствоваться примитивной культурой, растет, и связано это с архаизацией людей (но не общества).
«Практика татуировки не есть голый примитивизм, но является откатом от цивилизованности, и прямое воздействие татуировок – магия, а магия и варварство всегда рядом. В более сложных культурах татуировка маргинализируется, а то и подпадает под прямой запрет», - объясняет культуролог.
В конфуцианстве нельзя портить тело; в буддизме один из пяти основных обетов – не украшать тело, ибо забота о нем мешает сосредоточиться на уме; в исламе очень жестко: «Аллах проклял тех, кто пожирает и дает лихву, и тех, кто делает татуировки, и тех, кто делает изображения». В исламе также есть строжайшее правило – свести татуировку с кожи, так как нельзя обратиться к Богу, не порвав с демонами. Запрещает татуировки и христианство, однако оно на внешние знаки обращает внимания меньше, главное, чтобы изменилась душа, сообщает Карпов. Для православного христианства татуировка – самое настоящее клеймирование и закабаление, грех и обращение к демону.
Тату – это обращение к духам
По мнению Карпова, обращение к духам составляет основу основ татуировки.
«Через нее человек связывается с духами, но – не с Богом. Человек посвящает себя духу. Воля может быть не только человеческой… Используя клановую символику, тотемных животных, знаки-заклинания, татуированный человек как бы свидетельствует, что верит в мир духов. И духи отвечают ему… Через татуировку дух получает себе человека навсегда…», - эти слова напомнили пациента одной больницы, который набил на всю спину якутского шамана. Поговаривали, что судьба того юноши обречена…
Во время нанесения татуировки человек испытывает боль, из раны сочится кровь, а это является языческим ритуалом жертвоприношения, и, по словам Карпова, большинство людей не понимают, что совершают ритуальное действие.
«Поэтому чаще всего татуировка не является прямым богоборчеством, и человек не становится на сторону бесов сознательно. Другое дело, что мода на тату связана с ослаблением традиционной культуры «больших» религий – христианства, ислама», - объясняет культуролог.
Мода и культ тела
По мнению священника Иоанна Валентина, в нашей современной культуре мотивом нанесения татуировок служит желание отличиться, шокировать, следовать модным трендам. «Все это чуждо закону любви Христа», - считает он.
Желание следовать моде продиктовано желанием выделиться, а оно присуще многим, отчего следование моде приобретает стадный характер, считает Карпов. Татуировка по своей природе есть исповедание телесности, и обладатель тату исповедует культ своего тела, уверен культуролог.
По убеждению отца Иоанна Валентина, некоторые набивают себе тату, чтобы стать красивее, а это свидетельствует о желании улучшить данное Богом или говорит о комплексе неполноценности и неудовлетворенности своим телом.
«Не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других», - считает батюшка.
Рик Дженест- Зомби Бой (7 августа1985 — 1 августа 2018). Сегодня тату может использоваться для зомбирования человека, считает Андрей Карпов.
«Мое тело – мое дело»
Все возрастающее на сегодня число женских татуировок Андрей Карпов объясняет тем, что женщина в современном мире более потеряна, нежели мужчина.
«Модель ее мироздания претерпела катастрофические изменения. Эмансипация, борьба за права и так далее не могут скрыть ущербности ее нового положения: она должна имитировать мужчину, физиологически и психологически не будучи им. С помощью тату она «прибивает» себя к самодостаточности, утверждая, что она обладает необходимым уровнем свободы, чтобы распоряжаться собой по собственному усмотрению, закрепить свою самодостаточность», - утверждает Андрей Владимирович.
Когда болит душа
По его словам, современному человеку не хватает свободы: он сегодня в рабстве у денег, все смыслы его сведены к деньгам, вся жизнь строится как зарабатывание и трата, и, не имея сил изменить это, человек имитирует свободу распоряжения собой, помещая татуировку на свое тело.
Согласно мнению Карпова, человек прибегает к такой демонстрации свободы собственной воли, когда испытывает серьёзный психологический дискомфорт – когда болит душа, и не на что ей опереться.
«Тварь ли я дрожащая или право имею»?
Татуировка может быть результатом поиска самого себя. По словам Карпова,
в мире слишком много людей, что поневоле спросишь себя - кто я таков, как я соотношусь с этим множеством, какое место в нем занимаю.
«Иногда этот вопрос звучит очень болезненно – как у Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею»?» - рассказывает культуролог.
Норма как ненормальность
Некоторые зарубежные медики считают, что наличие татуировки может использоваться при дополнительной диагностике расстройства личности, шизофрении, шизотипического и шизоаффективного расстройства.
Психиатр Мария Яковлева
По мнению нашего постоянного эксперта, ученого, врача-психиатра, нарколога ЯРПНД Марии Яковлевой, татуировка в первую очередь – дань моде среди молодежи или некое напоминание об определенном периоде жизни, о котором хотелось бы оставить память. Это воспоминание может быть как положительного, так и отрицательного содержания – тут главное сила эмоций, говорит врач.
«И совсем в небольшом проценте случаев нанесение татуировки является патологией», - объясняет психиатр Яковлева, поясняя при этом, что патологией считается выход за пределы общих эстетических норм, а норма, как утверждает Андрей Карпов, все чаще воспринимается как ненормальность.
«Лучше не преступать черты»
Уже давно существует мнение, что татуировка меняет жизнь человека.
«Человек уже не может оставаться прежним, и это изменение не несет человеку ни покоя, ни мира в душе. Она постоянно напоминает своему носителю о том, какой выбор сделал, подстегивая соответствующие эмоции. Нельзя выколоть себе волка и не приобрести при этом немного волчьего», - утверждает Карпов, имея в виду образ зверя, каким его представляет себе человек.
По его мнению, лучше не преступать черты – это проще, чем вернуться обратно. Он уверен – тому, кто готов духовно трудиться, татуировка не нужна.
Алгысчыт Борис Михайлов
В свою очередь, художественный руководитель, алгысчыт Дома Арчы Борис Михайлов, рассказывая о «шитолицых» воинах, как о защитниках своего народа от чужих племен, сообщает, что вопрос отношения якутской веры к татуировкам не изучен, и в запретах якутского мировоззрения про татуировку ничего не сказано.
«Главное, чтобы человек жил, не нарушая семейные, родовые, общественные, нравственные законы», - поделился благословитель.
Ксения АВЕРА
Фото: Худ. П.П.Романов Витязь с невестой Якутское народное предание