Нина Павловна Гребешкова с дочерью Оксаной. Оксана Леонидовна выбрала профессию экономиста и работает в банке
Когда Леонид Гайдай пришел в профессию, ему пришлось доказывать, что кино, даже советское, имеет право быть смешным - хотя бы потому, что комедия имеет вековые корни, и человеку необходимо «разбавлять» бремя бытия здоровым смехом при любом режиме…
Сегодня фильмы Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «12 стульев». «Бриллиантовая рука» - это фильмы «Золотого фонда» России. Каждое новое поколение принимает их с восторгом первооткрывателей. Но и те, кто видел десятки раз, бросают все и садятся у телевизора, увидев знакомые кадры, услышав шутки, давно ставшие народными.
В этом году Леониду Гайдаю исполнилось бы 95 лет. Больших торжеств по этому поводу устраивать не стали. Но все телеканалы сочли своим долгом и честью показать фильмы Гайдая в день его рождения. Сегодня это неоспоримо: Гайдай и его картины – это достояние всей страны.
- Нина Павловна, 90-летие Леонида Гайдая отмечали большим творческим вечером в Доме кино, а к 95-летию вечер не стали устраивать - почему?
- Да, я с дочкой была на вечере в честь 90-летия мужа в Доме кино. Он многим понравился тогда. И мне многое понравилось. Но после мероприятия с организаторами разругалась…
- Почему?
- Потому что туда «засунули» капустник, который кончался очень пошлой шуткой. Не буду даже повторять ее. Меня это потрясло! И я тогда сказала: «Не надо лезть к Гайдаю с такими шутками!» И автора капустника спросила: «Вы в какой-нибудь картине Гайдая слышали юмор ниже пояса?» Он промолчал. А я сказала: «Вы свой юмор не путайте с юмором Гайдая!»
- То есть, вы, как обычно, сказали то, что думаете!
- Ну, а как говорить то, что не думаешь? Конечно, я сказала, что думала. И когда стал вопрос, что теперь нужно отметить 95-летие мужа - я сказала: «Нет». Не надо мне этого юмора. Не хочу. Гайдай - сам по себе. Он сам поставил себе памятник, или как там по-другому можно сказать. И не памятник даже – а память. Почему? Потому что он снял такие картины, которые цитируют во всех передачах – и в политических, и в экономических, и в криминальных. И даже в «Человек и закон» слышала фразы из его фильмов. И в других художественных картинах часто слышу знакомые цитаты. Да и в жизни повсюду слышу реплики из Лёниных картин! Я не идеализирую его. У меня нет ощущения, что вот мой муж - такой необыкновенный во всем, и так далее. Но то, что он гений - для меня это безусловно!
- Обыкновенный гений?
- Да, обыкновенный гений, точно! И зачем я буду стараться его как-то преподносить? Он сам уже все необходимое сделал! Много было звонков накануне юбилея, в том числе и из различных телепередач… Просили прийти к ним в студии. А один звонок был из кулинарной передачи Вани Урганта. Просят прийти к нему на «Смак». Я говорю: «И что я там буду делать?» А мне говорят: «Ну как, вы же понимаете: мы хотим, чтобы в юбилей Гайдая о нем говорили в каждой передаче, чтобы все было посвящено ему!» Я говорю: «Ну, хорошо, я прихожу к Урганту - и что я буду рассказывать? Что ел Гайдай на завтрак, обед и на ужин? Что я ему готовила? Я люблю Ванечку Урганта, но в его передаче по поводу юбилея Гайдая я не вижу никакой необходимости». Правильно же?
- Согласна - наверное, есть какие-то вещи, которые всем и не надо знать…
- И не потому, что не надо знать - а потому, что не в этом Гайдай! Ну, разве он в том, что ел и пил? Разве в этом Гайдай? Разве в этом его сущность? Зачем же «снижать» человека? О нем и так говорят в каждой передаче - вспоминают, рассказывают что-то, цитируют. Этого вполне достаточно!
Будущие супруги познакомились во время учебы во ВГИКе (Леонид - первый слева во втором ряду, Нина - первая справа в нижнем)
- Нина Павловна, вот так интересно получается: вы, жена, знаете Леонида Гайдая со всех сторон - в том числе и с бытовой. То есть, вам по статусу как раз позволено смотреть на Леонида Иовича как бы немного с обывательской стороны. Но именно вы стоите на защите его таланта, его гения от всего мелкого, суетного, охраняете его от каких-то временных веяний. И вы создали непробиваемую стену! Я знаю, что к вам и из многих изданий звонят с просьбой рассказать что-то интересное, личное, но вы закрываете мужа, как только можете!
- Не то чтобы закрываю. Просто я не люблю, когда не только о нем, а о любом человеке говорят походя. Вроде, потому, что пришло время - срок подошел, юбилей, например… Вот были передачи о Владимире Высоцком… А ведь Леня хотел снимать его в картине «12 стульев»… И только потому, что у него были известные проблемы, он сказал, что не имеет права подвергать опасности всю картину. Вот так было. Но это не значит, что об этом надо всем рассказывать к юбилею Высоцкого.
- В общем – да: если кто-то любит артиста, ему не нужен повод в виде юбилея, чтобы вспомнить о нем, послушать песню, посмотреть фильм…
- Я еле дождалась передачи «Время покажет», где обо всем рассказывают, а не только о юбилеях. Где хоть какая-то жизнь есть – политика, экономика… Но главное, опять же, не это… Юбилярам-то это уже не надо… Вот если бы Высоцкому при жизни устроили такое чествование - он бы, наверное, смутился и подумал: «Ну, зачем, ну, что это такое?!» А теперь ему и не надо этого. Вот так же и Гайдаю. Он уже сам по себе, без чествований – умен, значителен, высок… Гений, одним словом!
- Леонид Иович сам осознавал, что достиг такой невероятной высоты в профессии, в мастерстве? Что ему нет равных в комедийном жанре?
- Мою маму мы похоронили на Хованском кладбище… А Лёня… Он же был очень больной человек, очень. От макушки, как говорится до пяток. И у него все время что-то болело. Но он никогда об этом не говорил. Я спрошу: «Что, болит?» Он говорит: «Да нет, нет!» Я говорю: «Ну, я же чувствую, что болит!» Он: «Сейчас пройдет!» И вот он вздохнет: «Ой, скоро, наверное, конец! И похоронят меня на Хованском кладбище…». А я говорю: «Ох, какой ты хитрый - наверное, мечтаешь, чтобы тебя похоронили на Новодевичьем? Но я не протестую - лежи с моей мамой!» Вот так по-простому и с юмором мы относились друг к другу. Все было искренне и просто…
Леонид Гайдай ушел добровольцем на фронт, где получил тяжелое ранение
- В этом году впервые в новогоднюю ночь вместо «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова показали фильмы Гайдая. Это все так обсуждали!
- Но ведь - 95 лет! Это, конечно, подарок от Константина Эрнста… Он человек тонкий, с юмором… Я считаю: лучше вот так отметить юбилей, чем бегать по всем каналам. А откуда только ни звонили с приглашениями – и с НТВ, и с других каналов… И пришла бы я - и что бы там говорила? «Вот мой муж! Мой муж!» А зачем? Он сам про себя уже все сказал. Что я могу добавить? Смотрите его фильмы – там все сказано…
- Нина Павловна, как вы думаете: какие темы сейчас вашего мужа могли бы рассмешить? Может, пенсионные реформы наши, или какие-то политические моменты?
- Я не знаю… Я же не Леонид Иович - как я могу за него ответить?.. Но, конечно, Лёня всегда говорил: «Сколько же в жизни смешного!» А еще у него был принцип: «Люди так трудно живут - пусть они хоть немного посмеются!» Вот так…
- Нина Павловна, а вы как живете?
- Все у меня нормально, спасибо! Дочь, внучка уже взрослая, все рядом. И Лёня нам помогает сверху - я это чувствую…
Квартиру Нины Павловны украшают фотографии мужа
Портреты юной Нины Гребешковой и уже маститого Леонида Гайдая
Один из знаменитых стульев, задействованных во время съемок комедии «12 стульев», Нина Павловна подарила Эльдару Рязанову в его музей комедии
Гребешкова бережно хранит каждую вещь, связанную с творчеством мужа. Книга «12 стульев» Ильфа и Петрова с пометками Леонида Гайдая
Редкий кадр – Леонид Гайдай в качестве актера
Гений и его муза
Мария Донская,
Фото автора и из семейного фотоальбома Нины Гребешковой