Мосты времени. Транспорт и связь эпохи Севастьянова

05.06.2018 13:21 2

Мосты времени. Транспорт и связь эпохи Севастьянова

Участники круглого стола Жанна Гладкова, Элеонора Соломенникова, Яков Самохин, Роман Дронов, Дмитрий Сенавцов, Михаил Ивонин

Новосибирский союз журналистов (НСЖ) при поддержке Министерства регионального развития Новосибирской области реализует проект «Новосибирск: эпоха Севастьянова — продолжение созидания из века в век». На площадке пресс-клуба НСЖ прошел первый в серии тематических мероприятий круглый стол, посвященный развитию транспорта и связи.

«Создавая юбилейное издание, приуроченное к 100-летию Ивана Павловича Севастьянова, нам бы хотелось не делать исторический очерк, не ограничиваться той, безусловно взрывной и великой созидательной эпохой, когда Иван Павлович руководил городом, а показать всем поколениям новосибирцев, что история непрерывна. На том базисе, что был заложен в эпоху Севастьянова, Новосибирск развивается и сейчас», — отметил председатель НСЖ Яков Самохин.

К началу 60-х годов Новосибирск представлял собой по сути разрозненную группу районов, была даже идея образовать два разных города на правом и левом берегах. «Именно транспорт и связь связали город в единое целое», — отметил Яков Самохин.

В эпоху Севастьянова в Новосибирске была построена система городской телефонной связи, которая вошла в пятерку крупнейших сетей СССР и в тройку сетей России. Были заложены основы будущего метрополитена, построены новые депо, проложены десятки километров трамвайных путей и троллейбусных линий. Объем пассажирских перевозок в городе, накрепко связанным маршрутами общественного транспорта, вырос многократно.

Сегодня каждый день на маршруты в Новосибирске выходит около 1 800 единиц подвижного состава, на узловых остановках транспорт идет бесконечным потоком, не хватает даже длины платформы, рассказал заместитель директора МКП «ЦУГАЭТ» Дмитрий Сенавцов.

Но даже с таким количеством транспорта без метрополитена Новосибирск был бы совсем другим городом. В ряде городов страны метро было спроектировано для перевозки в основном заводского персонала из промышленных зон в жилые районы и обратно. И когда в 90-е годы эти перевозки потеряли актуальность, пассажиропоток уменьшился в разы, метро стало нерентабельным.

Новосибирская же подземка была спроектирована и построена именно для удобства жителей города, прошла под главной улицей, соединила два берега, отметил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Роман Дронов.

Новосибирск и сегодня пользуется тем, что было спроектировано и построено в эпоху Севастьянова. Более того, по проектам того времени можно и нужно продолжать развитие транспортной схемы Новосибирска — в частности, строительство веток метро в Дзержинском и Ленинском районах. «Но у нас уже есть программа комплексного развития транспорта Новосибирска до 2030 года. Используя и развивая то, что у нас есть, мы создаем транспортный каркас города — своего рода градостроительный план», — отметил Дронов.

Исторический рубеж — 100 тысяч абонентов телефонной сети НГТС — Новосибирск перешагнул в далеком 1975 году. С того времени технологии связи пережили уже несколько революционных изменений, количество новосибирских абонентов различных провайдеров выросло в десятки раз. Наследник НГТС эпохи Севастьянова — компания «Ростелеком» — ведет модернизацию сетей, меняя медь на оптику. «Ежегодно мы переводим на оптику сотни зданий, занимаемых госучреждениями и бизнес-центрами», — рассказала пресс-секретарь макрорегиона «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Жанна Гладкова. Предприятие, по ее словам, ставит перед собой задачу быть не только оператором связи, но и it-компанией.

Сегодня связь способна регулировать время загорания сигнала светофора в зависимости от ситуации на дороге, в мобильных устройствах новосибирцы могут отслеживать график движения маршрутов общественного транспорта. Завтра через смартфоны мы сможем получать еще больше транспортных услуг, вплоть до отслеживания свободных мест на парковках. «Связь делает дороги умными и способна помочь их разгрузить», — считает пресс-секретарь ПАО «Мегафон» Михаил Ивонин.

В отличие от метро и дорог, во многом доставшихся нам от времен Ивана Павловича Севастьянова, для современных связистов материальное наследие уже не существенно. Однако, как отметил председатель НСЖ Яков Самохин, наращивая абонентскую базу, Новосибирск той эпохи наращивал тягу к потреблению связи, создавал базу потребления нового, опережая свое время. И отнюдь не случайно именно в Новосибирске сразу после Москвы и Петербурга стал востребован первый в регионах России узел Интернета.

…Я спускаюсь в метро, спроектированное и построенное в 60—80-х годах. На станции подключаюсь своим телефоном к бесплатному Metro wi-fi, запущенному в 2017 году. И вполне вероятно, что сейчас передо мной распахнет свои двери мемориальный поезд-музей с экспозицией «Градоначальник и градостроитель», посвященной 100-летию созидателя Новосибирска Ивана Павловича Севастьянова… Такой вот он, моментальный портрет транспорта и связи — того, что ежедневно, ежечасно и ежеминутно соединяет Новосибирск в единое целое. Развиваясь на базисе эпохи созидания 60—80-х годов и продолжая созидание из века в век.

Павел Быковских,

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости