Будущее наступило. Беспилотные такси, электромобили в космосе, телефоны, которые могут управлять даже бытовыми приборами – все это уже сегодняшний день. А завтра нас ждут глобальные перемены в здравоохранении. Совсем скоро можно будет пройти обследование в ближайшей больнице и получить консультацию от специалистов из лучших клиник, причем к ним даже не нужно будет приезжать. А зачем? Есть же интернет.
О строительстве в России современной телемедицинской системы заговорили после того, как в 2011-2013 годах в рамках Программы модернизации здравоохранения больницы по всей стране получили 570 аппаратов для проведения томографии. Да, пройти современное и технологичное обследование жителям глубинки стало существенно проще, но кто будет интерпретировать эти данные? Без квалифицированного заключения врача любое, даже самое современное и высокотехнологичное обследование становится просто бесполезной бумажкой. Между тем, решить проблему можно очень просто. Достаточно лишь загрузить данные обследований в специальную электронную базу и получить консультацию от врачей из областного центра. И все это дистанционно, через интернет.
Пилотный проект по созданию системы дистанционной диагностики стартовал 5 лет назад. По задумке, единая информационная медицинская сеть должна объединить медучреждения из отдаленных районов с крупными медицинскими центрами. Техническую часть проекта возложили на «Ростелеком», и это не случайно – компания обладает всеми ресурсами и опытом для защиты и передачи такого огромного объема информации. В итоге была создана информационная система, которая получила название «Центральный архив медицинских изображений. Телерадиологическая информационная система», или проще – «ЦАМИ.Телерадиология». Система использует современные сетевые решения, построенные на облачных технологиях, и обеспечивает быструю и безопасную передачу медицинских данных. Кроме того, что телемедицина позволила решить проблему кадрового голода в регионах, она еще и дала возможность в сложных случаях проводить дистанционные консилиумы. Плюсов у системы много, но помимо очевидного улучшения медобслуживания, она еще и снижает затраты на расходные материалы и позволяет отследить фактическую загрузку дорогостоящего оборудования.
«Разумеется, внедрение такой системы самым положительным образом скажется на нашей работе, - считает Андрей Кондаков, главврач Ордынской ЦРБ. – Наши специалисты и сейчас периодически обращаются за помощью к врачам из Новосибирска – отправляют им данные обследований некоторых пациентов и получают консультации по их дальнейшему лечению. Таких случаев немного, всего по 30-40 в год, но если работа будет поставлена на поток, от этого в итоге выиграют все, но особенно – «сложные» пациенты. В нашей больнице нет дефицита кадров, но, думаю, многие ЦРБ благодаря такой системе смогут еще и как-то компенсировать недостаток специалистов».
Разумеется, система предполагает хранение и передачу огромных объемов данных, но районным больницам даже не обязательно вкладываться в компьютерную инфраструктуру – «Ростелеком» предлагает построить работу как на собственном оборудовании, так и на технике заказчика. Разумеется, компания, как самый сильный в стране центр киберзащиты, обеспечивает полностью защищенные каналы связи и отвечает за круглосуточное техническое сопровождение.
«Заключая договор, «Ростелеком» предоставляет своим клиентам полный сервис, чтобы медицинские организации могли заниматься обслуживанием пациентов, не задумываясь о том, как обеспечить работу оборудования, - говорит заместитель директора макрорегионального филиала-директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Вячеслав Куц. – У нас есть все возможности, необходимые для организации телемедицинской помощи. Мы можем обеспечить связь, подключение лечебного учреждения к широкополосному интернету, необходимое программное обеспечение. Наши сертифицированные специалисты оборудуют рабочие места в ЛПУ. Одним словом, мы знаем, как организовать весь процесс».
Все помнят массу анекдотов про врачебный почерк, который зачастую просто невозможно разобрать. «Ростелеком» предлагает справиться и с этой проблемой: компания внедряет технологии автоматического заполнения документов с помощью голосового ввода данных. Проще говоря, речь врача будет сразу преображаться в текст, что избавит специалистов от бумажной работы и сэкономит кучу времени.