Многие знают Якутск таким, каким он стал сейчас – шумным, в меру современным, сверкающим рекламными вывесками и витринами дорогих и не очень магазинов. Строятся высотные здания, дороги запружены иномарками. Столица республики – город чиновников, политики и бизнеса.
Но было время, когда Якутск был не только административной, но и духовной столицей края. Много святынь, величественных храмов и маленьких неприметных часовен было тогда в городе, история которого скоро достигнет четвертого столетия.
Увы, не сохранилось большинство его храмов. Лишь в архивах остались популярные некогда среди городского люда и приезжих исторические описания церквей и соборов. Да еще старые, пожелтевшие от времени фотографии, навсегда запечатлевшие бесчисленные кресты и купола, возвышающиеся над Якутском.
Давайте отдадим дань старому Якутску. Тому городу, который гордился количеством святых, а не «Лэнд Крузеров».
Расстрел на погосте
Из всех существовавших в Якутске православных храмов только одна церковь сохранила свой первоначальный вид и объемы. Такое необычное для советского города обстоятельство объясняется тем, что в ней до конца 1980-х годов размещался партийный архив обкома КПСС. Речь идет о Николаевской кладбищенской церкви.
Чудотворца Николая якутяне весьма почитали, он считался небесным покровителем северного края. Естественно, люди желали иметь каменный благолепный храм во имя этого божьего угодника.
На смену деревянному зданию в 1852 году был построен Никольский собор на средства купца II гильдии Ивана Яковлевича Шилова. В Якутск прибыл архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), представивший в Священный Синод ходатайство о присоединении Якутской области в состав Камчатской епархии. Он впоследствии и освятил главный престол собора.
«В ограде Никольской церкви хоронили покойников из всех сословий, составлявших население города, – говорит историк-краевед Гаврил Васильев. – Из преданий известно, что купец Шилов за немеркнущие благодеяния в пользу церкви был похоронен «у входа в храм по правую руку». Со временем надгробные памятники кладбища Никольской церкви ветшали, разрушались, могилы сравнивались с землей и над ними появлялись надмогильные сооружения людей последующих поколений. Среди них были ценные в историческом и архитектурном отношении памятники, установленные над могилами местных общественных деятелей, дворян, купцов, мещан, казаков и знатных саха».
В 20-ые годы ХХ века Никольская церковь получила печальную известность в связи с расстрелами красными в ее ограде наиболее известных представителей интеллигенции, купечества и духовенства. К концу 30-х годов стройки города вплотную подошли к ограде кладбища. Для расширения зоны застройки постепенно стали сносить кладбище. В 1950-е годы последние остатки церковного погоста сравняли с землей. По рассказам старожилов, надгробные памятники были использованы в качестве бутового камня на стройках города, в частности, под основание Якутской городской электростанции.
Литургия на якутском
Необходимо отметить еще один момент, в котором большую роль сыграло якутское купечество. В 1859 году в Свято-Троицком кафедральном соборе Якутска состоялась первая литургия на якутском языке. Вел службу Иннокентий (Вениаминов). Якуты подали владыке просьбу о том, чтобы 15 июля навечно было объявлено днем праздничным, поскольку они в этот день в первый раз услышали божественное слово в храме на родном языке.
Так началось богослужение на якутском, которое в конце XIX века распространилось по Якутии практически повсеместно. Тогда же большой толчок приобрело строительство церквей. Каждый наслег, как бы соревнуясь, строил свою. Церкви и часовни возводились силами населения, без принуждения сверху, добровольно. При этом большую роль сыграла состоятельная часть жителей, особо выделялись меценаты, не жалевшие средств и крупных взносов – Идельгин, Терешкин, Захаров и многие другие.
Кстати, что касается христианизации северного края, то принимались меры, дабы приблизить местную паству. Например, в 1720 году царским указом введены льготы принимающим христианство якутам, они освобождались от всяких сборов и податей на три года. Первыми начали креститься якутские князьцы, подавая пример соплеменникам.
«Могила сия у самого шлагбаума»
Одна из самых старинных церквей Якутска – Богородицкий храм. Это уникальный памятник архитектуры второй половины XVIII века. Градоякутская Богородицкая каменная трехпрестольная церковь с колокольней была построена в 1773 году на средства купца первой гильдии Барабанова. В церковной ограде располагалась старая деревянная однопрестольная Богородицкая церковь, построенная ранее в 1760 году.
И каменная, и деревянная церкви имели богатую церковную утварь. Известно, например, что иконостас деревянной Богородицкой церкви включал большую по размерам икону «Страшный суд».
«История церкви в ХХ веке печальна, – рассказывает историк-краевед Александр Дьяконов. – В 1922 году деревянный храм был полностью разобран на дрова, поскольку в городе их не хватало. Была уничтожена уникальная библиотека с архивом за многолетнюю историю Якутии. В каменном здании храма с 30-х по 60-е годы прошлого столетия размещался Наркомместпром ЯАССР, позднее – лаборатория Института космофизики. Здесь, под куполом, была размещена уникальная камера СК-1 – сферический шар, регистрирующий частицы, приходящие из космоса».
В дореволюционной истории Богородицкий храм известен тем, что с ним связаны многие замечательные человеческие судьбы. После поражения восстания 14 декабря 1825 года один из пяти братьев, состоявших в тайных обществах, Александр Бестужев-Марлинский был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Якутск. Он прибыл сюда в апреле 1826 года. На несколько лет город стал местом его заточения.
Друг Рылеева, писатель, журналист и поэт Бестужев-Марлинский не пал духом в маленьком северном городке, а, напротив, стал живо устанавливать контакты с местными жителями, нашел для себя занятия, которым отдал всего себя. Он изучал китайский и японский языки, занимался поэтическими переводами, писал стихи.
Касаясь темы нашей публикации, нельзя не сказать и о такой личности, как Андрей Войнаровский, который прибыл в ссылку в Якутск в 1717 году, здесь он и умер 23 года спустя. Войнаровский – сын сестры Мазепы – был любимым племянником бездетного гетмана. После поражения под Полтавой бежал в Западную Европу. Неоднократно ездил к крымскому хану и турецкому султану, чтобы побудить их к войне с Россией. В 1716 году по требованию российского резидента был схвачен в Гамбурге, где вел переговоры с английским двором, пытаясь склонить его к украинской политике. Сегодня известно, что к написанию «Полтавы» Пушкина подтолкнула поэма Кондратия Рылеева «Войнаровский», в которой будущий участник декабрьского восстания 1825 года касается темы якутской ссылки.
«В годы ссылки Бестужев-Марлинский не утратил памяти о своем казненном друге Рылееве, – продолжает Александр Дььяконов. – В частности, поэт пытается найти могилу Войнаровского в Якутске, но тщетно. Зато после долгих поисков ему удалось обнаружить место погребения другой известной ссыльной Анны Гаврильевны Бестужевой-Рюминой. Родная сестра первого вице-канцлера внутренних дел России Михаила Головкина, сосланного тогда же на Колыму, прибыла в Якутск на вечное поселение в 1744 году. Императрица Елизавета Петровна выдворила бывшую фрейлину Екатерины I за тайные связи с оппонентами, вознамерившимися отнять у нее трон. Первоначальный приговор к смерти колесованием был заменен отрезанием языка и ссылкой».
В Якутске Бестужева-Рюмина жила Залогом в районе Богородицкой церкви. Она оставила о себе добрую память тем, что много отдавала бедноте, поскольку ей была предоставлена полная свобода и она часто получала деньги из-за пределов Якутии. Скончалась в 1750-х годах.
Описывая ее могилу, Бестужев-Марлинский позже писал: «Она заросла травою, и крест сгнил и упал. В архиве здешнем хранились ея бумаги и все, что до нее касалось. Но какой-то вандал во время оно употребил их на обклейку свадебной спальни своей. Могила сия на левой руке у самого шлагбаума подле старинного места Богородицкой церкви».
В 1829 году Бестужев-Марлинский был переведен рядовым из Якутска на Кавказ, где и был убит в стычке с черкесами в 1837 году…
На фото: Свято-Троицкий кафедральный собор