В ближайшие шесть лет перед российским правительством стоит задача обеспечить естественный рост численности населения, устойчивый рост доходов и пенсий выше уровня инфляции. В документе прописано ускорение технологического развития РФ. Для этого численность профильных организаций должна вырасти на 50%.
В указах прописано внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу. В ближайшие шесть лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, что обеспечит темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. Годовой уровень инфляции при этом не должен превышать 4%.
Правительству РФ в ближайшие шесть лет предстоит кардинально решить вопрос бедности населения. Число бедных должно сократиться минимум в два раза, а ожидаемая продолжительности жизни россиян — вырасти до 78 лет. Кроме того, кабмину предстоит выработать стратегию ежегодного улучшения жилищных условий пяти миллионов россиян.
В базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и АПК, должен появиться «высокопроизводительный экспортно ориентированный сектор, развивающийся на основе современных технологий и обеспеченный высококвалифицированными кадрами».
Затронуты в указе и вопросы здравоохранения, расписаны задачи по снижению смертности трудоспособного населения, а также от болезней системы кровообращения, онкологии. Затронут вопрос снижения младенческой смертности, она должна составлять не более 4,5 случая на 1000 новорожденных. Предстоит ликвидировать кадровый дефицит медучреждений, обеспечить профилактические медосмотры не реже одного раза в год, сократить время ожидания приема специалиста и упростить процедуру записи к врачу.
Задачи, поставленные президентом, амбициозны, считают респонденты НДН.инфо. Некоторые полагают, что они вполне достижимы при выполнении определенных условий. Некоторые в наше светлое будущее верить отказываются.
К примеру, кандидат экономических наук Александра Гришанова уверена, достичь поставленных президентом целей вполне реально. Но с некоторыми оговорками. Нужны реформы бюджетной и налоговой сфер, это создаст условия для привлечения инвестиций, развития инноваций в экономике и как следствие развития человеческого капитала.
«Нужно дальнейшее внедрения технологии блокчейн. Она позволяет унифицировать процесс оформления ипотеки, отслеживать все изменения онлайн и имеет не одну полезную опцию. Технология позволяет управлять ипотекой без визита в банк, что окажет влияние на снижение ставок по таким кредитам», — отмечает Гришанова.
По мнению эксперта, необходимо также развивать национальную платежную систему МИР в сфере расчетов населения и малого бизнеса. А для бизнеса и сельского хозяйства — вводить особый правовой режим путем создания территорий опережающего развития (ТОСЭР). В Новосибирской области подобный опыт есть, но о результатах говорить пока рано.
Реально ли достичь цели и решить поставленных в очередном майском документе президента задач? Ответ на этот вопрос на данный момент никто не дал. Однако власть признает наличие существующих проблем и понимает необходимость их решения, уверен депутат горсовета Новосибирска Игорь Салов. По его мнению, само подписание документа говорит, что экономика к этому «максимально подготовлена».
«То есть нам говорят, что эти проблемы существуют и что сегодня в российской экономике есть все необходимые механизмы для их решения, в том числе и на законодательном уровне, — констатирует Салов. — Однако реально это или же нет — вопрос дискуссионный, также если говорить о том, справилось ли с поставленными задачами предыдущее правительство».
Единственная возможность сегодня хоть каким-то образом улучшить качество жизни населения — более справедливое распределение доходов и оптимизация расходов. Речь идет о бюджетах разного уровня. Сегодня, уверен депутат, необходимо изменять бюджетный и налоговый кодексы, а также в срочном порядке реформировать модель местного самоуправления: 185-й федеральный закон претерпевает изменения ежегодно, однако на практике это ровным счетом не дает ничего.
В сфере бизнеса, считает Салов, требуются «немедленные шаги по либерализации», а регистрация юрлица должна носить уведомительный характер.
«Если мы говорим о налоговой системе, то налоговое бремя на бизнес нужно снижать. Давно известно, что снижение налогов на 10% в разы повышает их собираемость. А у нас же наоборот: появляются новые экзотические налоги, которые абсолютно не вселяют никакого энтузиазма и веры в светлое будущее. Что касается повышения доходов населения, то сделать это просто необходимо, но должны быть определены конкретные сроки».
Целевые показатели майских указов президента 2012 года во многих регионах не достигнуты. Никаких прорывов в области импортозамещения, социальной сфере, здравоохранении, образовании и культуре не сделано. О каких новых планах может идти речь сейчас? Так на вопрос корреспондента НДН.инфо ответила депутат Госдумы Веры Ганзя.
«Если мы и повышали заработную плату, то за счет безразмерного увеличения нагрузки на людей. А мы прекрасно понимаем, что возможности человека ограничены и отсюда огромные потери в качестве работы, — считает парламентарий. — За счет чего мы будем реализовывать следующий указ, если не выполнены предыдущие? Где брать ресурсы? (Дмитрий Медведев оценил расходы на новый «майский указ» в 8 трлн рублей, — ред.). Я бы сказала, где их взять, но на это никто не решится и уж тем более не пойдет».
По словам депутата, в стране взят курс на самодостаточность, но когда доступ к западным технологиям нам перекрыли, мы, что называется «сели в лужу».
«За 20 лет на основе нашей материально-сырьевой базы можно было создать высокотехнологичное перерабатывающее производство и продавать не лес-кругляк, а продукты переработки. Этого не было сделано, а сейчас звучат очередные обещания. Сначала нужно решить проблемы, которые мешают жить, а уже потом строить амбициозные планы. Сейчас они больше похожи на фейерверк, который красиво взлетел и погас», — высказалась депутат.
Цели и задачи, поставленные президентом в майском указе 2018 года, вполне реализуемы, уверен политолог Алексей Осипов. Единственное, на что обратил внимание эксперт — вопрос ориентации российской экономики на Восток стоит не на первом месте. По его мнению, этому направлению требуется более детальная проработка.
«Все обозначенное в указе требует перестройки системы управления, приоритетов, иных подходов и новых лиц на ключевых постах, — считает Осипов. — Подобная работа сейчас ведется. Видимо сама ситуация заставляет делать акцент на внутренней политике, ведь вопросы безопасности мы решили с помощью систем ее обеспечения. Новый документ вполне реализуем с учетом некоторых доработок».
По мнению политолога, нужна отработка приоритетов, связанных с пространственной экономикой. Сейчас в указе они стоят не на первом месте. «Ориентация экономики плавно меняется с Запада на Восток. В этом плане есть, над чем поработать», — считает Осипов.
Чтобы ответственность была
В 2012 году, озвучивая «майские указы» за их неисполнение президент грозил чиновникам «публичной политической персональной ответственностью». Этот же вопрос затронул и депутат горсовета Новосибирска Вячеслав Илюхин, указав на необходимость реформ на местах.
«До 78 лет увеличить продолжительность жизни… Звучит обнадеживающе, но сначала нужно, чтобы изменился наш региональный минздрав. А при таком минздраве как сейчас дай бог, чтобы она не уменьшилась», — сказал он.
Реализовать новый указ, по словам депутата, «наверное возможно». Беда в том, что когда президент что-то говорит, все сразу бросаются исполнять. А потом начинают работать спустя рукава. В первую очередь нужна проработка вопросов ответственности, считает Илюхин:
«Почему народ сейчас скучает по Сталину? Потому что была ответственность. Любой чиновник знал, если он что-то сделает не так, лучше вообще не начинать: его, либо посадят, либо расстреляют. Я не сторонник репрессивных мер, я говорю о том, что человек, а тем более чиновник должен отвечать за свои действия».
Впервые «майские указы» были озвучены президентом в 2012 году. Тогда говорилось о том, что к 2018 году зарплата в здравоохранении, образовании должна вырасти в 1,5 раза, жильем должны быть обеспечены 60% семей, планировалось создать 25 млн рабочих мест. Был запланирован 1,5-кратный рост производительности труда и переоснащение армии на уровне 70%. Все 218 поручений, содержащихся в 11 указах, должны быть выполнены к 2020 году.
Что касается армии, то в этом вопросе все более-менее гладко, появляются новые виды оружия, полным ходом идет внедрение новых технологий. Что касается других жизненно важных отраслей то здесь исполнение «майских указов» большинство регионов провалили. Теперь им велено идти в новый «прорыв».
Андрей Вержбицкий