Почти половина выпускников вузов и ссузов не работают по специальности. Одни не могут найти подходящее место, другие еще во время учебы поняли, что выбрали не свое дело.
Сразу определить, с какой профессией школьнику лучше связать жизнь, вряд ли получится. На помощь приходят психологические тесты, экскурсии по предприятиям и учебным заведениям, общение с профессионалами и представителями кадровых агентств.
Профориентация в школах начинается еще в начальных классах. Первоклассников, конечно, не заставляют выбирать вуз или специальность. Детям пока дают представление о профессиях, приглашают родителей с просьбой рассказать о своей работе.
У старшеклассников уже идет целенаправленная подготовка к поступлению. Как раз в апреле в бийских образовательных организациях проходит месячник профориентационной работы. Так, к школе № 18 в рамках мероприятия приняли делегацию Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса, а сами ученики в день открытых дверей посетили Бийский технологический институт и ремонтно-механический цех Бийского олеумного завода. Решающее значение такие визиты имеют для восьмиклассников и десятиклассников. Выпускники со своими предпочтениями успеют определиться.
– Ко мне подошла одиннадцатиклассница и попросилась поработать в пришкольном лагере, – рассказывает Юлия Шумильная, заместитель директора по воспитательной работе школы № 18. – Девушка планирует поступать в педагогический институт и хочет убедиться, что это точно ее призвание.
Важным фактором при выборе специальности становятся не только склонности ребенка. Сейчас бийчане не рискуют отправлять детей в другие города, и старшеклассникам приходится выбирать между местными учебными заведениями. Обращают внимание абитуриенты и на наличие военной кафедры. Основные вопросы, на которые ежедневно приходится отвечать членам приемной комиссии, – где потом придется работать и о зарплате.
– Примерно половина абитуриентов приходят целенаправленно, называют определенную специальность, – отмечает Сергей Терентьев, ответственный секретарь приемной комиссии Бийского технологического института. – Но к сожалению, бывает, приходит школьник со всей семьей, и прямо в приемной комиссии начинают выяснять, какие специальности у нас есть, спорят, куда лучше поступить.
Даже если студент не уверен в выборе, у него остается возможность получить иную специальность или продолжить образование в другом учебном заведении. В государственных вузах работает перевод: студент берет академическую справку и переходит в новое учреждение, если там остаются бюджетные места.
Специалисты советуют уделять внимание профориентации и родителям, чтобы к выпускному классу старшеклассник определился если не с будущей профессией, то хотя бы со сферой, в которой будет работать, ему нужно предоставить максимум информации. Кадровые агентства, служба занятости населения, СМИ постоянно сообщают о специалистах, которые нужны на рынке труда. Помогут и сайты для поиска работы – просматривая вакансии, можно составить представление о требованиях, которые компании предъявляют к кандидатам, а также возможный уровень зарплаты.
Подростка стоит познакомить с разнообразием профессий в реальности. Расспросить об их работе друзей и знакомых, побывать на днях открытых дверей предприятий. Узнавать лучше не только о высокой профессиональной цели, но и о бытовых вещах. Например, насколько сложно трудиться сутками или в праздники, если профессия подразумевает ненормированный рабочий день. Или как лучше будет совмещать служебные обязанности.
Психологи, педагоги и специалисты по персоналу один за другим повторяют, что ребенок должен сам выбрать будущую профессию, подумать, что ему интересно, что получается лучше всего и в какой сфере он сможет найти работу.
В ТЕМУ
КТО НУЖЕН НА АЛТАЕ?
В Министерстве труда и социальной защиты Алтайского края отмечают, что в список самых востребованных и перспективных профессий региона попали профессии, необходимые сейчас региону с учетом специфики социально-экономического развития. Это специальности, связанные с развитием сферы информационных технологий, сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, пищевой и фармацевтической промышленности, машиностроения, строительства, образования и здравоохранения. Так, в список попали автомеханики, воспитатели, животноводы, каменщики, пекари, повара, слесари, фармацевты, швеи, штукатуры, электромонтеры.
Список службы занятости состоит из тех специальностей, которые сейчас необходимы работодателям. В лидерах там кочегар – больше 2000 вакансий, и продавец – 1000 вакансий. Также на Алтае нужны медсестры, их ждут около 700 рабочих мест, врачи – 600 вакансий, электромонтер, швея, воспитатель детского сада, страховой агент, оператор связи, слесарь-ремонтник, животновод, учитель, фельдшер.
МНЕНИЯ
Бийские одиннадцатиклассники рассказали, куда будут поступать, и кто им помог в выборе профессии.
Ольга:
– Окончив школу, поступлю в педуниверситет. Я с детства знала, что буду учителем. Была вожатой в летнем лагере, всегда играла со своими братьями и племянниками. Наверное, буду уезжать в другой город, хотя родители советуют остаться дома.
Саша:
– Сначала хотел стать экономистом, но потом с алгеброй стало сложнее, а физика, наоборот, понравилась. Буду выбирать специальность, для которой нужно сдавать физику – инженером каким-нибудь стану.
Татьяна:
– Давно хочу стать врачом. Сейчас стараюсь учить химию и биологию, чтобы хорошо сдать экзамены. Буду поступать в медуниверситет в Барнауле или в Томске. Если не пройду по рейтингу, пойду в наш медицинский колледж. Мама говорит, что если буду заниматься медициной, лучше сразу пройти дополнительные курсы массажистов или косметологов – у них зарплаты повыше, чем в больнице.
Кристина:
– В семье говорят, что нужно обязательно поступить в институт и получить серьезную специальность, например инженера или юриста. А я люблю готовить и хочу учиться на повара, хоть и в колледже. Мечтаю когда-нибудь даже свое дело открыть. Пока мы с родителями договорились, что я буду поступать на что-то похожее, но только в вуз. Наверное, подам документы одновременно в БТИ на товароведение и в Кемерово на технолога пищевой промышленности.