В Алтайском крае паводок. Регион контролирует, а кто несет ответственность за последствия? Таким вопросом задались журналисты издания «ПолитСибРу».
«Все зоны ответственности за предупреждение и ликвидацию последствий ЧС расписаны в законе «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Руководит защитой населения и территории Алтайского края губернатор региона. Он же несёт персональную ответственность за организацию системы защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций — это прописано федеральным законом. И именно с него будет спрашивать в случае чего руководство страны.
А в краевом законе руководство защитой населения и территорий возложено на органы местного самоуправления — то есть, власти городов, районов, сёл. Вся нагрузка ложится на муниципалитеты. Полномочиями наделили, а ресурсов не хватает», — отмечает «ПолитСибРу».
«Финансирование предупреждения и ликвидации ЧС возложено на районы. Краевые власти в этом не участвуют, это подтвердили главы четырёх муниципалитетов региона. Суммы же в каждом из районов заложены разные. В Солтонском, например, 300 тысяч рублей. В Благовещенском — 1 млн рублей. В последние год-два, — говорят главы, — денег хватало. Но хватит ли их, если прогнозируются более серьезные последствия паводка в этом году?
Но любопытен момент: у района, который топит каждый год (Солтонского) бюджет на ликвидацию ЧС оказывается в три раза меньше, чем у степного, который вообще почти не топит (Благовещенского). Как такое может быть? А дело всё в том, что каждый район предусматривает в муниципальном бюджете такую сумму, которую может себе позволить. Добавить может только краевой бюджет. Но он не добавляет.
У муниципалитетов есть возможность обратиться за помощью к правительству региона. Но, как показывает практика, главы районов просить денег у края избегают. Ведь способность обходиться собственными средствами — в глазах краевых властей один из критериев эффективности.
Пока же люди часто говорят о том, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Сообщения с таким посылом поступают из Краснощёковского, Чарышского, Солонешенского районов. Вообще в районах привыкли рассчитывать на себя.
Там, где наводнение уже началось, мест в помещениях временного пребывания на всех не хватает— в Краснощёковском районе об этом говорили жители райцентра. Люди сами эвакуируются, куда могут. Очевидно, муниципалитет просчитался, а регион не поправил.
Ещё один факт. В уже упомянутом законе сказано: «координирующими органами (…) являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности». Сокращённо — КЧС. В ней состоят представители краевой власти, руководители муниципалитетов, директора ключевых предприятий. Председатель КЧС – губернатор.
Эта комиссия в Алтайском крае должна собираться регулярно, готовиться к паводку и координировать работу муниципалитетов. В 2017 году, прогнозировалось самое разрушительное наводнение за всю историю, и КЧС только за несколько дней в конце февраля и начале марта собиралась трижды. На заседания приглашали и журналистов.
Это, напомним, был февраль 2017 года.
В этом году начало паводка «прохлопали». О заседаниях КЧС официальный сайт Алтайского края начал сообщать только в конце марта, когда паводок уже начался — 26 и 27 марта. Неужели наводнения не ждали и не готовились?»
«Главы районов утверждают, что в январе и феврале краевые власти звонили в муниципалитеты и выясняли степень готовности. Но информация о подготовке к паводку осталась исключительно в коридорах власти. Раздел о КЧС на сайте краевого правительства не обновляется: там до сих пор размещён план работы комиссии лишь на 2016 год.
Напоследок отметим, что краевые органы власти и муниципалитеты обязаны оперативно и достоверно информировать население о состоянии защиты, принятых мерах по обеспечению безопасности, а также о прогнозах и уже возникших ЧС. А сокрытие и несвоевременное представление информации влечёт за собой ответственность», — заключает «ПолитСибРу».