В редакцию поступают жалобы от бийчан на настоящий телефонный террор. Обладатели мобильных и стационарных телефонов страдают одинаково. Многочисленные настойчивые звонки поступают в разное время суток, в выходные и будни. Звонящие представляются сотрудниками отдела взыскания задолжностей банка и напоминают о просроченной оплате. Все бы ничего, но если абонент задолжником не является, да и вообще кредит не оформлял. Люди зачастую оказывались заложниками довольно неприятной ситуации.
Приобретая сим-карту в салоне официального представителя мы подчас и не знаем, что телефонный номер уже кому-то принадлежал. Крупные российские операторы повсеместно и совершенно законно используют схему: если в течение длительного времени абонент не использует сим-карту (не звонит и не пишет смс-сообщения, не пользуется Интернетом, то есть, не осуществляет платные услуги), то оператор вправе перепродать номер другому человеку.
Каждый оператор сотовой связи устанавливает свои временные пределы, которые варьируются от трех месяцев до года. Если за отчетный период вы не пользуетесь услугами связи, а баланс лицевого счета равен нулю, то договор на предоставление услуг расторгается, а номер вновь поступает в свободную продажу. С одной стороны, оператора можно понять – за каждый новый номер компания связи платит пошлину государству, обслуживание также стоит отдельных денег, да и количество номеров не бесконечно.
Но вместе с приобретенной сим-картой новый владелец может получить целый ворох проблем. Все чаще оказывается, что телефонные номера «намертво» забиты в базе коллекторов или специалистов по работе с долгами. Как объясняют сами работники подобных отделов, самостоятельно убрать из базы телефонный номер не имеют права. Они лишь делают пометку о новом владельце, но база должников общая и каждый следующий специалист сам выбирает звонить или нет по указанным телефонам. Специалисты отдела задолженностей рекомендуют посетить отделение банка и написать претензию.
Само собой вам придется захватить не только паспорт, но и договор с оператором сотовой связи на оказание услуг. Это не только неудобно: в свое рабочее время, вы должны идти и что-то доказывать, но и является нарушением прав.
Как же поступить при возникновении такой ситуации? В мобильном телефоне можно воспользоваться услугой «черный список» и вносить «неудобных» звонящих туда, тогда при повторном звонке они столкнутся с постоянно занятой сетью. Но возможности ограничены. Обычно количество номеров в таких отделах и компаниях, занимающихся взысканием долгов довольно широки, и могут достигать нескольких сотен. Заблокировать каждого — опять же трата времени. Объяснять каждому новому позвонившему суть сложившейся ситуации, конечно можно, но уже после десятого звонка у людей сдают нервы.
Еще один вариант решения проблемы – подача жалобы в управление Федеральной Антимонопольной службы. Это можно сделать, отправив письмо по электронной или обычной почте. К жалобе необходимо приложить: заверенную детализированную выписку от оператора связи, подтверждающую поступление СМС-сообщения или звонка, а также аудиозапись телефонного звонка.
Юристы признают, пробелы в законодательстве есть — ну не защищены жители России от подобных ситуаций.
— Человеку, попавшему в такую ситуацию нужно попытаться объяснить представителю банка, коллекторской фирмы или любой другой по ошибке обращающейся организации тот факт, что абонентский номер куплен недавно, его новый владелец не имеет отношения к старому хозяину, попросить удалить данный абонентский номер из базы. Обычно объяснений бывает достаточно, — говорит юрист Екатерина Мельникова. — Новый владелец сим-карты юридически не обязан никому предоставлять какие-либо доказательства. Однако если вы хотите сохранить приобретенный абонентский номер и устные переговоры не дали результата, то в банк или коллекторскую фирму можно обратиться с письменной претензией с требованием об изъятии вашего номера из базы информирования должников. В претензии обязательно необходимо указать реквизиты договора об оказании услуг связи, на основании которого вы являетесь владельцем сим-карты, а так же приложить его копию. Сейчас многие организации имеют онлайн-приемную и вы сможете подать претензию не выходя из дома, приложив только лишь сканы документов.
Не вступайте в переговоры с оператором связи, в большинстве случаев они ни к чему не приводят, виду того, что операторы связи не несут ответственности за кредитные долги своих клиентов. Скорее всего, вам будет предложено воспользоваться опцией «черный список» или сменить абонентский номер.
Если же после всех манипуляций вам продолжают звонить сотрудники организаций, вы всегда вправе обратиться в полицию и прокуратуру с жалобой на звонки от неустановленных лиц с угрозами, в Центральный Банк России или его территориальные управления с жалобой на неправомерные действия сотрудников банка или коллекторской службы или же воспользоваться судебной защитой.
Некоторым бийчанам удалось спастись от надоевших звонков, только сменив номер или вообще отказавшись от пользования телефоном.
— Мне звонки поступали на домашний телефон, — делится Анатолий Шевченко. – Соседи указали мой номер как свой. Сначала я звал соседей к телефону, затем пытался объяснить сам – ничего не помогало. Ситуация накалялась. С соседями отношения испортились, а звонки продолжали поступать. Так продолжалось несколько месяцев. В итоге я отказался от телефона совсем. Уже потом мне предложили заменить мой привычный номер, который знали все мои друзья и знакомые, на другой.
Можно сменить номер мобильного телефона вновь, операторы сотовой связи чаще всего идут навстречу абоненту и предоставляют услугу бесплатно. Подать в суд и рассчитывать на долгое рассмотрение дела и компенсацию в пару тысяч рублей. Написать заявление в прокуратуру и требовать защиту своих прав. Потратить время и написать претензию в банк. Устроить скандал, позвонив на горячую линию банка, мучающего вас. Вариантов много, но лишь одно неизменно – защитить свои права кроме вас некому, можно негодовать, возмущаться и нервничать это не изменит истины – мы не защищены законом от подобной ситуации.
Присылайте ваши сообщения, фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями, в нашу группу «Бийск – мой город» в соцсетях Инстаграм, ВКонтакте и Одноклассники (ссылки кликабельны, подписывайтесь!), а также на почту газеты «Бийского рабочего» redaktor@biwork.ru. Не забывайте указывать свой контактный телефон.