Для того чтобы понять - все ли в порядке с речевым развитием малыша -нам необходимо представлять основные этапы развития речи ребенка. Ниже мы приводим таблицу, в которой кратко определены примерные возрастные нормативы появления тех или иных явлений в детской речи (по данным отечественных исследователей).
0-1 год подготовительный этап | Появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Затем появляются гуление и лепет (2-4 мес.). К концу первого года жизни –первые слова. |
1-3 года преддошкольный этап | Первые слова ребенка носят обобщенный характер (например: папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п.). На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). В два года - появление простых предложений (мама -дай!). |
3-7 лет дошкольный этап | Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. |
7-17 лет школьный этап | Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. |
Зная примерные нормативы появления первых слов и этапы формирования речи в дальнейшем, следует помнить, что, несмотря на вполне возможную растянутость этих сроков, в определенный период указанные формы речи должны проявляться, и если этого не происходит, родителям имеет смысл насторожиться. Задержка речевого развития может вызываться факторами социального (неблагоприятная обстановка в семье, гиперопека и др.) и биологического порядка (тугоухость, синдром минимальной мозговой дисфункции и др.), поэтому очень важно обратиться к специалистам для выяснения причины возникших проблем.
В медицинском центре «Ласточка» имеются необходимые условия и достаточный опыт для оказания комплексной помощи детям с нарушениями в развитии. Команда специалистов: невролог, мануальный терапевт, окулист диагностирует нарушение, назначит необходимое обследование и лечение, определит программу реабилитации. Обследование (ЭЭГ, дуплексное исследование сосудов шеи) и реабилитацию (мануальная терапия, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия с логопедом и психологом и песочным психотерапевтом) также можно пройти в условиях медицинского центра. Для родителей воспитанников детских садов города действуют специальные условия в рамках договоров о сотрудничестве.
В целом, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. Несвоевременное обращение к специалистам и игнорирование речевых проблем может стать в дальнейшем причиной неблагоприятного личностного развития, у ребенка могут возникнуть трудности общения со сверстниками и взрослыми, трудности обучения в школе. Главное, не упустить момент — чем раньше начать лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным!
Новосибирск, ул. Романова, 23а
www.ласточка.рус