Испокон веков народ саха был знаменит своими мастерами, кузнецами и рукодельцами. И эти славные традиции сохранились до наших времен. Сейчас наши мастера прославляют якутскую самобытную культуру далеко за пределами республики и страны. Одним из таких людей является Киренский Артем Алексеевич, который проживает в селе Кобяй Кобяйского улуса. Он уже более 30-ти лет занимается кузнечным ремеслом, его работы выставляются на районных, республиканских, всероссийских конкурсах-смотрах.
– Здравствуйте Артем Алексеевич! Поздравляю вас с наступающим днем народного мастера РС(Я). Рада, что вы согласились побеседовать с нами. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Родился в 1962 г. в селе Дюпся Усть-Алданского района. В 1979 году окончив школу, два года работал в совхозе «Дюпсюнский». Потом призвали в армию, после службы отучился на водителя в городе Якутске, затем работал в своем родном селе водителем совхоза. После женился, и с семьей переехали жить в село Кобяй Кобяйского улуса. Сейчас у нас трое детей, дочь по образованию учитель иностранного языка, старший сын работает дизайнером, младший сын студент СВФУ, двое старших уже семейные, есть внучка.
– Когда именно начали заниматься кузнечным ремеслом? Вы работаете только с железом или с другими материалами тоже?
– Я занимаюсь любимым делом более 30 лет. За это время пробовал делать изделия из дерева, платины, железа, серебра, золота и.т.д. В начале, когда только начинал осваивать профессию, начинал с дерева. Вырезал украшения, рамы, колоды для окон и дверей с якутскими узорами, украшал ими свой дом. Затем начал делать из березы якутские чорооны, кытыйа, хамыйах. Из платины кую женские нагрудные украшения (илин, кэлин кэбиһэр), якутские ремни. Из золота и серебра украшения (серьги, кольца, колье). Также на заказ делаю различные изделия из мельхиора. Но в основном занимаюсь ковкой якутских ножей и национальных инструментов – Хомусов.
– Талант, дар к такому творческому делу откуда-то ведь взялся. В вашем роду были ли мастера, кузнецы? По чьим стопам вы выбрали именно это дело, или это предназначение сверху?
– Можно сказать, что это действительно предназначение. Но, и в роду у меня есть мастера. По маминой линии еще в 1846-1939 годы жил мастер, который занимался резьбой из дерева. Его звали Семен Васильевич Березкин-Эһэлээх Сэмэнэ. Он жил тогда еще в селе Дюпся, в 1 Өспөхском наслеге. Также моя мама занималась шитьем. Помню как она шила на заказ различные вещи, я всегда был рядом, смотрел, как она занималась шитьем. Наверное, именно поэтому когда мои дети были маленькими, всю их зимнюю меховую одежду, начиная с унтов до рукавиц, шил я сам. Так что помимо кузнечного дела еще и шью помаленьку.
Считаю, что мастером человек становится не только благодаря своим корням, но и обучению, усердию, опыту. Так, я учился у наших знаменитых якутских мастеров Б.Ф.Неустроева-Мандар Уус и И.Ф. Захарова-Кылыадьы Уус.
У Бориса Федоровича Неустроева учился в течение месяца. Мандар Уус учил не только секретам кузнечного ремесла, но и как правильно, когда и где уместно использовать якутские узоры. Все его наставления, слова до сих пор помогают в моем творчестве.
После обучения у Бориса Неустроева продолжил учиться у Ивана Федоровича Захарова. Поначалу он не хотел меня брать в ученики, сказал, что я уже сам могу учить людей, но после теплой беседы согласился.
Я горжусь тем, что учился у одаренных от природы мастеров своего дела, и рад, что благодаря их наставлению сейчас сам занимаюсь популяризацией культуры народа Саха, языка и нашего самобытного творчества.
– Как вы сами сказали, сейчас большое внимание уделяете якутским ножам и национальному инструменту – Хомусу. Не могли бы поделиться, почему?
– Хомус – это наш национальный инструмент, который олицетворяет в себе нашу культуру и самобытность. Еще учась в начальных классах, я научился играть на этом инструменте. Звук хомуса это одно из самых удивительных вещей на земле. Да и считается, что его звук имеет целебные свойства. Одной из моих последних изделий является хомус с двумя язычками. Этот уникальный хомус придумал, вдохновившись игрой наших хомусистов виртуозов, которые играют, держа хомус лишь зубами, и складывается впечатление, будто они играют двумя руками. И тогда я создал хомус на котором действительно можно играть двумя руками. Первый такой инструмент сделал для своей дочери Ноябрины. Она с детства занимается игрой на хомусе.
Сейчас такие инструменты нигде не делают. Да и чтобы научиться на нем играть, нужен очень большой труд и усердие. Ведь до этих времен все играли на инструменте с одним язычком.
Также большое внимание уделяю футляру инструмента. Именно футляр и обеспечивает сохранность инструмента. Так я создал хомус «Үһү биирдэ», это сам хомус и футляр в виде оберега и украшения.
Что касается якутских ножей, якутские ножи – это национальное достояние народов саха. В старые времена у якутских ножей в зависимости от внешнего вида и размеров были свои названия: Быһычча, Уһуктаах быһах, Бадаайы и др. Сейчас много мастеров, которые куют якутский нож, но мало кто делает это по старым канонам. Истинный саха, когда у него с собой якутский нож ощущает себя защищенным, под оберегом своего ножа. Поэтому якутский нож это не только универсальный инструмент, который может заменить молоток, топор, лом для колки льда, но и своего рода мужской оберег (харысхал).
– Вы как-то упоминали, что сейчас появилось такое понятие как «Кобяйский нож» и «Кобяйский Хомус». Получается, они отличаются от изделий других мастеров и являются эксклюзивными?
– Так и есть. Каждый, кто занимается кузнечным делом, резьбой по дереву или любым другим творчеством имеет свои секреты. Тот, кто называет себя мастером (Уус) в течение всей своей жизни познает, раскрывает свое мастерство, находит свою уникальную отличительную черту. Своим ученикам он дает общие знания, понятия, технику. А свой исключительный почерк каждый мастер находит для себя сам.
«Кобяйский нож» во многом отличается от работ других мастеров. Основным отличием является рукоятка. Она сделана из бересты, по древним технологиям наших предков. Рукоятка из бересты хороша тем, что зимой рука, работая ею, не мерзнет, а летом нож из-за жары и сырости не скользит.
Отличие «Кобяйского Хомуса» кроется в язычке инструмента, в его футляре, в способности имитировать различные звуки природы с удивительной точностью. Другие мастера футляр обычно делают из дерева, а у моих работ футляр и сам инструмент соединены в едино, и украшены якутскими узорами, оберегами, что позволяет его носить на груди как украшение-оберег. Такой инструмент можно увидеть только у нас в Кобяйском улусе. Другие мастера, сразу увидев мой нож или хомус, сразу узнают в нем «Кобяйский стиль». Это очень радует, ведь узнаваемость с одного взгляда большого стоит. И то, что называют «Кобяйским стилем» дает мне еще большую ответственность. Я рад, что мои изделия прославляют мою вторую родину, Кобяйский улус.
– Артем Алексеевич, скажите, пожалуйста, делитесь ли вы секретами своего мастерства, есть ли у вас ученики? Может ваши сыновья станут продолжателями вашего дела?
– В течение этих 30 с лишним лет я обучил многих молодых ребят. Когда работал в Кобяйской школе, в моем кружке «Уран тарбах» занимались 17 парней. Также обучил кузнечному ремеслу своих родных братьев. Они не стали профессионально заниматься этим делом, но в своей повседневной жизни пользуются.
Да, верно, сейчас потихоньку передаю опыт своим сыновьям. Им, конечно, еще многому предстоит научиться. Но сказать точно будут они заниматься профессионально кузнечным ремеслом, не могу, ведь у них своя жизнь, своя судьба.
– Расскажите о ваших планах. Какие у вас будут пожелания нашим читателям?
– Планов, идей очень много, буду и дальше реализовывать свои смелые творческие идеи. По сей день поступают заказы из нашей республики, России и даже из других стран. Это очень вдохновляет, придает огромную энергию и творческих сил, хочется создавать еще более красивые изделия. Читателям хотелось бы пожелать не забывать свои корни, помнить и чтить традиции своего народа.
– Уважаемый Артем Алексеевич, искренне благодарю вас за беседу. Желаю вам успехов и процветания. Воплощения всех планов и идей!
Киренский Артем Алексеевич является народным мастером Республики Саха (Якутия), Отличником культуры Республики Саха (Якутия), мастером народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия), членом Ассоциации кузнецов и металлургов Республики Саха (Якутия), Почетным гражданином Кобяйского улуса. Также Артем Алексеевич за спасение родной школы от пожара был награжден медалью за отвагу.
Аида Охлопкова, Газета "Кобяйский вестник - Дабаан"
Опубликовано Ulus.media