— А что тут такого? – парирует девушка-продавец одной из художественных лавок Якутска на наш возглас от увиденного, — недавно нам, например, приносили работу самого Афанасия Осипова на реализацию – владелец частной коллекции решил расстаться с картиной по неведомой нам причине. Счастливый покупатель нашёлся быстро.
Речь в нашем случае, разумеется, идёт об оригиналах работ известных якутских художников – их попадаются единицы. Распечатанные на специальном цветном устройстве репринты картин занимают в магазинах Якутска, торгующих предметами искусства, куда большую часть стенда. Но и в этом случае продавцы в один голос с настороженностью заявляют о соблюдении защиты авторских прав – даже репринты на дереве, металле, полимерном холсте выполнены только с разрешения автора или его наследников.
Но жажда быстрых денег, как нам шепнули в одной из творческих лавок города, подвигла-таки некоего дельца на изготовление магнитиков с изображением картин одной современной художницы. Та, оказалось, тоже имела коммерческую жилку: вышла она как-то из своей мастерской подышать свежим воздухом, лелея замысел как-нибудь умножить дары муз, и вдруг наткнулась в одном магазине на собственное творение на дешёвом магнитике для дверцы холодильника. Дама смекнула выгоду, и теперь, говорят, активно тиражирует свои наиболее удачные творения.
Разглядывая кричащие пёстрые копии картин новомодных художников и скромно притулившиеся в уголке тихие оригиналы маслом менее именитых художников, мы наткнулись на настоящего Василия Парникова-Сэксэйа. Один из самых проникновенных графиков Якутии висел за небольшую плату, и это была картина из серии «Якутских сказок», послужившая иллюстрацией к книге 1981-го года выпуска.
Ну что тут сказать о самом Сэксэйе? Есть у нас в Якутии художники большие и именитые, честно и громко послужившие партии и власти, есть также отдельные неплохие, удачливые работы вполне себе талантливых художников. И есть Сэксэй. Как известно, глубиной проникновения в исследуемый материал, точностью попадания в суть вещей определяют мастерство художника. Немного с виду смешного, простоватого в манерах Василия Парникова-Сэксэйа его творческие персонажи словно брали за руку и уводили в сказочное пространство якутского самосознания. И там он хватал, сколько мог, воздуха, звуков, красок, и уже возвратившись в наш мир, сжимал взятое оттуда до коротких графических символов на листе. Его работы потому очень насыщенные.
Еще одной художественной ценностью творчества Сэксэйа можно назвать его соответствие мировоззренческому генотипу. Как известно, мир наш распадается на два потока энергии – мужской и женский, восточный и западный. Особенно это зримо в искусстве: восток – это плоскость, как икона, написанная на плоской деревянной доске, а запад – это проступающая в пространство форма, как статуя богоматери в католицизме. И в этом смысле графика Сэксэйа очень органична – немногословные персонажи в плоскостном изображении скорее сигнализируют о чём-то, у него всё сжато до простых символов и знаков.
Цена перепродаваемых оригинальных вещей в художественных лавках Якутска, понятно, зависит от запросов клиента, сдающего их на реализацию, и она отнюдь не отражает ни коммерческую, ни культурную ценность самих работ. На ту же подлинную картину Василия Парникова-Сэксэйа выставили цену в 6 тысяч рублей. А яркие копии работ ныне здравствующих модных авторов, штампованные на всемогущем принтере, просились – «в подарок, например, юбиляру!» – за куда большую сумму.