Марина ВОЛКОВА
Должна быть в женщине загадка. И открылась эта истина давным-давно тем самым художникам, которые не знали, что такое холст, и потому создавали свои шедевры на камнях.
Подобно Пикассо, они не добивались внешнего сходства оригинала с изображением, их задачей было отображение внутреннего мира женщины и ее места в обществе. Для того, чтобы понять, что хотели рассказать о современницах древние художники, Елене Назаренко потребовались годы исследований.
Фото: Бийское телевидение
– Каждый рисунок женщины очень информативен. По нему можно определить ее возраст, сколько у нее детей, замужем или нет. Женщин часто обожествляли, ведь они продолжали род. Богиня – мать, Богиня – пряха, Мать матерей…
На одном из петроглифов, который мы увидели на выставке «Сказки Большого Алтая» изображена оленуха с олененком, рядом некий странный объект, внешне похожий на полосатого жука или… инопланетянина. Этот образ кочует от рисунка к рисунку, от камня к камню, от урочища к урочищу. Сопоставление фактов, обрывочной информации из мифов и легенд разных народностей, друг за другом приходящих на Большой Алтай, позволили Елене сделать вывод о том, что это первые изображения женщин.
Фото: Бийское телевидение
– Вертикальные полосы в нижней части большинства изображений – это символ плодородного дождевого облака. Количество этих полос вполне могло отражать количество детей у данной женщины, чем больше детей – тем выше статус. Поднятые к небу руки… Туристы, увидевшие эти рисунки впервые, часто принимают эти руки за антенны пришельцев.
Рядом с портретами женщин-богинь часто изображены оленухи, которые символизируют не конкретное животное, а звездное небо. Ведь созвездия Большой и Малой Медведицы, когда-то называлось созвездиями Большого и Малого Оленя. А еще женщине отводилась роль пряхи судьбы, ведь родив человека физически, женщина давала ему душу! И об этом тоже можно прочесть на скалах наших гор. Вообще к рождению человека прапрахудожники относились с большим почтением. Позволю себе смелый вывод из того, что узнала от Елены: рисовать женщин-богинь было разрешено только избранным, и были среди скал некие храмы под открытым небом, доступ в которые мужчинам был запрещен.
Впрочем, несмотря на их божественное предназначение, древним женщинам довольно часто напоминали о том, «кто в доме хозяин», опять же посредством наскальных рисунков. Доказательство тому – рисунок, обнаруженный в Монгольском Алтае, семья аргамаков. Это сказочные кони. Так вот, глава семейства там отмечен солнцем. Этот же символ носит на себе жеребенок, из чего можно сделать вывод, что это тоже самец. А вот мама-лошадь скромно стоит в сторонке, никакими знаками не отмечена, да и размером раза в два меньше своего коня-супруга. Вот так ненавязчиво женщинам указывали ее место.
Фото: Бийское телевидение
Смотрите телеверсию медиапроекта «Ну и ну!» на странице Бийского телевидения на видеохостинге Youtube, в группах «Бийск – мой город» в социальных сетях «Одноклассники», «Фейсбук» и «ВКонтакте».16+
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.