В крае подобное решение суда уже называют прецедентом и надеются, что пример восстановлении облика собора Александра Невского даст отсчет и другим подобным делам.
Их храма — в кузницу
Изначальный вид.
Собор Александра Невского можно было бы считать одним из символов Бийска наряду с Фирсовским пассажем или Ассановским особняком. Монументальная постройка начала прошлого века — одно из немногих зданий православных храмов, воздвигнутых до революции. Да еще и стоит прямо в центре городе, выходя на Петровский бульвар. Правда, за забором…
История собора началась в 1902 году. В октябре 1905 года храм освятил Иннокентий, епископ Бийский. Храм был рассчитан на две тысячи человек. На момент постройки он был одним из самых больших православных сооружений Алтая и до 1918 года являлся кафедральным собором Бийска. Даже после установления советской власти двери храма были открыты до 1939 года.
В 30-е гг. все церкви Бийска были закрыты, большинство — разрушено. Так город потерял Ильинскую и Сретенскую церкви, Троицкий и Казачий соборы. Под кузницу был отдан собор Александра Невского, под зернохранилище — Успенская церковь.
Собор Александра Невского продержался относительно долго, но все же был закрыт и частично разрушен — тогда были снесены четыре главы и колокольня, а в начале Великой Отечественной войны здесь разместили эвакуированный из Москвы завод «Промпечь». Уже в декабре 1941 года в стенах храма началось производство. В алтарной части и под куполом был кузнечно-прессовый цех, а в притворе — складские помещения.
И по сей день в интерьере храма частично сохранились уникальные настенные росписи алтаря с изображением Христа, Богородицы, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Алексия митрополита Московского, святителя Николая Чудотворца.
Работы здесь велись еще несколько лет назад. «Промпечи» давно нет. Сегодня собственником здания, как и всей территории завода, является «Электропечь». Как и в годы войны, в здании собора по-прежнему работали кузнечный цех, складские помещения…
Фрески собора Александра Невского.
Уже проходили
Замечания охранкультуры к «Электропечи» предъявляла не раз, однако до суда дело дошло лишь в 2014 году.
Тогда суд установил, что «Электропечь» не обеспечивает сохранность объекта культурного наследия, и более того — не заключило даже охранное обязательство. Тогда в здании собора еще работал кузнечный цех. Эксперты, проводившие осмотр здания, так описывали состояние собора:
«Поверхностный слой наружных стен загрязнен копотью и сажей, в большей степени там, где устроен выпуск дымоотводной трубы из помещения кузницы, в которой при производстве применяются открытый огонь и сварка. На стенах имеются вертикальные трещины. В помещении наблюдается протечка кровли, внутренние стены и своды поражены грибком и коррозией. Состояние кровли неудовлетворительно. Большие участки пола имеют механические повреждения в результате эксплуатации производственного кузнечного оборудования. На стенах храма просматриваются настенные росписи монументальной живописи. На настенных фресках имеются следы извести, краски. Перепады температуры оказывают негативное воздействие на их состояние. Поверхностный слой стен алтаря загрязнен копотью, в связи с чем значительная часть изображений потемнела».
Суд частично поддержал претензии бийской прокуратуры и обязал завод демонтировать ряд металлических конструкций, вывезти кузнечное оборудование и установить информационные надписи, что это памятник архитектуры. Кузня тогда из собора «съехала».
А вот другие требования прокурора, среди которых также обеспечение свободного доступа граждан к объекту и комплексная реставрация с воссозданием первоначального облика и интерьеров, суд не поддержал.
В июле 2018 года Бийский городской суд вынес новое решение. Учитывая, что собственник продолжал бездействовать, ссылаясь на то, что все выявленные дефекты стали следствием владения памятником прежними владельцами (здание на праве собственности принадлежит заводу «Электропечь» с 1993 года), решение было принято то, о чем просила прокуратура за четыре года до этого.
Суд обязал собственника выполнить комплексную реставрацию объекта с воссозданием первоначального облика и интерьеров в течение одного года с момента согласования проекта с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
Кроме того собственники в течение двух месяцев должны провести первоочередные противоаварийные работы по устранению протечек кровли и организации водосточной системы; в течение полугода выполнить демонтаж вмонтированных в несущие стены памятника металлических конструкций и демонтировать поздние примыкающие кирпичные пристройки; а в течение девяти месяцев выполнить проект комплексной реставрации.
В случае неисполнения решения суда с «Электропечи» в пользу управления будут взыскивать судебную неустойку в размере 1 миллиона рублей за каждый месяц просрочки.
К сожалению, многие эксперты уже грустно шутят, что это обошлось бы собственникам дешевле реставрации памятника архитектуры, потому как затраты на восстановительные работы составили бы не одну сотню миллионов рублей.
Интересно
То ли было, то ли нет, сейчас уже не проверить, но есть занимательная история, как спасали историческое наследие собора в годы советской власти. Когда собор передали под кузнечный цех и новые хозяева здания принялись спешно закрашивать росписи на стенах, краска упорно не хотела ложиться на лики святых. Накануне коммунистических праздников стены сами собой очищались. Замалюют коммунисты-оформители иконописные росписи своими агитками, глядь, они опять проступают! Оказалось, не было ни какой мистики. Просто работал на заводе завхозом один дедушка, который советскую власть не больно-то жаловал. И накануне красного дня календаря он приходил в бывший храм, где пахло свежей краской, и включал все гидравлические молоты. От дикой вибрации свежая краска сползала на пол лоскутами. А росписи, сделанные краской, замешанной на яичных белках, проявлялись.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.