Сначала выяснилось, что есть несколько версий учетной записи пользователя на портале «Госуслуги». Если ты даже вбил на сайте все данные своих документов от паспорта до свидетельств о рождении детей, то запись твоя считается «лайтовой» и половина услуг тебе не доступна. Пройдите, гражданка, все-таки, с паспортом в специально предназначенные места и верифицируйтесь, как положено. Ага. Ладно, ребят, с верой, что это того стоит, отсидела получасовую очередь в одном из банков (потратив на это рабочий обед, между прочим).
При попытке заполнить заявление и оформить загранпаспорт долго пыталась найти, где оплатить госпошлину. Не нашла. Пишу в поддержку. Приходит ответ: это ведомство пока нам не предоставило возможности принимать платежи в их пользу. Очень интересно. ГИБДД вон быстро подсуетилось, принимает аж со скидкой. А ФМС не хочет. И кому «нам», простите? Вы ж все вместе – «госуслуги»? Грустно пошлёпала в Сбербанк, отстояла очередь в 12 человек к терминалу оплаты. В самом ФМС, кстати, тоже потом очередь пришлось высиживать. По талончикам. Но сделали мне всё быстро, нашли меня с моим заявлением в базе, все дела. Но поворчали, что ребенка с собой не привезла, а только фотографию. Ну, знаете. Это в ваших интересах, мой ребенок к ожиданиям негативно относится. Хотя детей там много. Меланхолично сидят на корточках около стеночек.
Я чту налоговый кодекс. И хочу оплачивать налоги. Желательно дистанционно. Но случилось страшное: забыла пароль в личном кабинете налогоплательщика. Перерыла опять «Госуслуги», попробовала зайти под их паролями – ни фига. Пишу в поддержку. Говорят: дорогая, иди с паспортом в инспекцию, тебе дадут новый пароль. Как так? Вы ж даете возможность узнать задолженность? Дайте зайти и оплатить! Нет… Кстати, в поле «Налоговая задолженность» на «Госуслугах» цифры можно увидеть, только когда сроки оплаты уже прошли и начинают капать штрафы. Со штрафами «Госуслугам» приятнее. Надо говорить, что в налоговой я тоже очередь отсидела?
Полтора года мы с «Госуслугами» жили мирно. Я заказывала выписку из ПФР. Они поздравляли меня с днем рождения. И бесконечно просили оценить приложение: к тому моменту вышла мобильная версия, которая упорно просит входить по отпечатку пальца и поставить фотку на аватар. Не хочу.
А недавно наша страсть вспыхнула с новой силой. Сначала мне приспичило вернуть налоговый вычет за прошлый год (это там теперь можно сделать, ура!). Отсканировала справку по форме 3-НДФЛ, загрузила, жду. Где-то через месяц мне звонит милейшая женщина из налоговой инспекции. Всё нормально, говорит, камеральная проверка прошла, скоро у Вас там появится кнопочка с формочкой, где можно ввести реквизиты для перечисления вычета. Круто. Раньше 3 месяца ждала, а тут всего-то месяц. Ну, правда, зачёт, «госуслуги»! Проходит полторы недели – кнопочки нет. Что я делаю? Правильно, пишу в поддержку. Но уже не в «Госуслуги», хотя теперь под их данными можно войти в личный кабинет налогоплательщика (видимо, не одна я возмущалась в недоумении), а на сайте налоговой службы. Ожидайте, говорят, в соответствии с законом об обращениях граждан мы ответим в течение 30 дней. Закон есть закон, что поделать. Через пару недель звонок: всё правильно, Вы можете подойти и написать заявление на возврат. А что там, в кабинете, происходит – мы не видим и не знаем. Мда. Идти не хочется. Пишу в «Госуслуги»: сограждане, там, наверное, сотрудники ФНС забыли что-то отщелкнуть, помогите, чем можете. Нет, приходит безжалостный ответ, мы уполномочены отвечать только про наш портал, а про налоговую – это Вам в налоговую. Занавес.
Ну и напоследок. Вздумалось мне рефинансировать ипотеку. В завершение обязательных реверансов с банками я получила указание, что теперь надо вносить данные в Росреестр о снятии обременения и наложении оного. И записаться на эти процедуры можно через «Госуслуги» же! Йуху!) Перерыла весь портал – не нахожу. Вот как что нужное – так не нахожу. Дело во мне, что ли? Изучила сайт Росреестра – отправляют в МФЦ. Сайт МФЦ предлагает записаться, но только тем, кто имеет подтвержденную запись на «Госуслугах». Прекрасно. Но после ввода явок и паролей – техническая ошибка, что-то пошло не так. Блин. Звоню на горячую линию Росреестра. Томная женщина вяло послала меня в МФЦ. Звоню в МФЦ. А там мне автоответчик предлагает сначала вслух озвучить вопрос. Ё-моё. Это получается, там речевая распознавалка стоит, что ли? Вот это не жалеют у нас денег на МФЦ. Растерялась, промолчала. Автоответчик вздохнул, пикнул и соединил с оператором.
- Запишите меня по телефону, милая девушка, пожалуйста!
- Нет, это Вам в «Госуслуги».
- Тогда скажите, где там форма для записи, не могу найти.
- С сайта МФЦ переходите из радела «Мои документы» в раздел «Предварительная запись».
- Да не работает там.
- Всё работает, пробуйте еще раз!
После очередного письма в «Госуслуги» ссылка заработала, даже извинились. Но. На следующий день мне звонят из МФЦ: знаете, у нас в дату Вашей записи будет устанавливаться новое программное обеспечение. Будет ли оно работать – мы не знаем. Давайте перезапишем Вас на другой день?
Дорогие женщины всех родов госуслуг, спасибо вам. Наверное, именно ваши ряды хотели сократить, когда создавали портал дистанционного обслуживания. Но говорю вам точно: вы работой обеспечены на долгие годы, ни один портал вас не заменит. Сколько бы ни стоила его разработка.
Ася Гарсия.