Вот и наступил Новый 2020 год! Очень хочется надеяться, что он будет спокойным, мирным и радостным для всех нас!
Перелистывая декабрьские и январские номера газет «Якутская окраина», «Якутская жизнь», «Ленские волны» за 1915 и 1916 годы, знакомясь с фондами музея имени Ем. Ярославского обнаруживаешь некоторые элементы сходства между тем и нынешним временами. Новый год в дореволюционном Якутске отмечали, встречали и праздновали. Хотя, конечно, Рождество было тогда главнее, но и в Новый год так же ходили в гости друг к другу, в полночь пили шампанское, устраивали балы и маскарады.
Прелестный костюмированный бал
Сто с лишним лет назад по случаю Нового года и Рождества гуляли почти весь январь. Весь месяц шел сезон балов. «Якутские окраина» в номере за январь 1915 года сообщала, что пальма первенства, несомненно, была у бала в Публичной библиотеке и музее на Большой улице (ныне Национальная библиотека):
«Прелестный костюмированный вечер. Зал оформлен новаторски. Над хвойным лесом в розовых лучах парил аэроплан. На бал собралось около 150 человек. Были отмечены сдержанный костюм египтянки, оригинальный тигрицы, стильный змеи и так далее. Среди присутствующих замечены губернатор фон Витте, городской голова Петр Юшманов с дочерьми».
Кстати, не менее шикарно прошел рождественский бал и в доме самого Петра Юшманова. Это довольно большое по площади здание было в 1950-е годы перенесено на территорию современной республиканской больницы, где в плачевном состоянии находится до сих пор. А на прежнем месте дома городского головы построили жилой дом – проспект Ленина, 7. Здесь в советское время на первом и втором этажах, со входом со стороны площади Орджоникидзе, размещалось популярное в советское время кафе «Волна», а сейчас располагаются Оптик-центр, магазины и различные офисные учреждения.
Необходимо заметить, что новогодние гуляния до революции 1917 года были скромными, куда более значимым праздником являлось Рождество. Причем во время Первой мировой войны в 1914 и 1915 годах оно отмечалось с еще большим патриотическим размахом в связи с тем, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Напомним, что все это время неотъемлемой частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января по старому стилю.
Но только чтобы не болела голова
В Рождественскую неделю 1914 года проходили народные гулянья. Несмотря на мороз простолюдины угощались прямо с уличных лотков блинами и пирогами в районе Малого Базара (Кружало) и Гостиного двора (площадь Ленина), а господа шли в трактиры на званые ужины. Самыми модными из них считались заведение на углу Полицейской (улица Ярославского) и Громовской (Курашова) улиц, принадлежавшее знатной торговке Евлампии Егоровой-Сыроватской, и ресторан на Полицейской (здание Ил Тумэна) известного купца Ивана Мигалкина, обладавшего уникальными марками напитков в своих винных погребах.
Заметим также, что новогодний праздник довльно долго был как все другие дни Святок. Так, 2 января 1916 года газета «Якутская жизнь» сообщила: «Якутск проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».
Вот что пишет некий А.Н. в газете журнального формата «Ленские волны»:
«Наступление Нового 1914 года. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1913 и 1914 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня - своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни…».
Не экономили и на оформлении праздничного стола.
«В садоводстве Ноева на закусочном огромном столе, который и описать теперь невозможно, на обоих концах стояли оформленные ледяные глыбы, а через лед светились разноцветные огни, как-то ловко включенные в лед лампочки. В глыбах были ведерки с икрой», – писала газета «Якутская окраина» в 1915 году.
Еще одно место для кутежа – ресторан известного купца Ивана Мигалкина. Один из посетителей вспоминал, что новогодний праздник прошел «среди южного великолепия»:
«Горы фруктов, все сорта якутского балыка, икры, обильные марки шампанского и после двенадцати пьяны все поголовно...»
Послание в прошлое
Те, кому требовались зрелища, выбирали для развлечения постановки в театре Клуба приказчиков и сеансы в очень модном в то время синематографе Приютова, располагавшемся примерно на месте нынешнего кинотеатра «Центральный».
В Клубе приказчиков 1 января давалось детское представление «Робинзон Крузо», а вечером – новая постановка «Старое послание». Шли пьесы и на якутском языке – «Нуучча государстыхатын олохо», «Остуоруйа», «Тыгын» и другие.
Синематограф показывал «грандиозную картину, драму в 3-х частях из уголовной хроники «Клеймо дьявола», а также комичные сцены Макса Линдера «Рыцарь без страха, но с упреком». Уже тогда, сто с лишним лет назад, люди предпочитали детективы и комедии.
Весьма большой популярностью стали пользоваться рождественские открытки:
«Точная дата появления российской новогодней открытки неизвестна. – говорит искусствовед Мария Ларионова. – Однако многие историки связывают это событие с именем известного художника Николая Каразина, чьи последние работы датированы 1901 годом. Другим мастером новогодней открытки считается Елизавета Бем. Ее открытки известны с начала ХХ века и до 1918 года, когда она покинула Россию.
По тем временам цена таких открыток была довольно высока и поэтому к ним относились очень бережно, придавая большое значение. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна. На них изображали детей, ангелов, библейских персонажей, животных и даже солдат Первой мировой войны».
Посмотрите, как на представленных фоторепродукциях выглядели открытки, позаимствованные нами из семейной коллекции основателя музея имени Ярославского Ивана Попова.
На рождественской открытке 1915 года русская армия еще имеет успех на германской войне.
Были ли якутские открытки?
Иногда в сегодняшней прессе мелькают сообщения о всяких праздничных открытках еще с 70-х годов ХIХ века. Действительно, официальной датой открытия типографии в нашем городе считается 1861 год. Но выпускала она в основном богоугодную литературу примитивного качества для распространения среди православной паствы. Несколько раз здание горело. Особенно сильно в 80-х гг. 19 века. Из-за чего пришлось даже отложить выпуск «Якутских епархиальных ведомостей», разрешение Святейшего синода на издание которых было получено в 1884 году. Но первый номер вышел лишь 16 апреля 1887-го.
Более усовершенствованный станок, возможно, подходящий для издания цветных открыток, а это очень трудоемкое дело в то время, был получен Якутской епархией в навигацию 1891 года. Но здесь не задержался, а по архивным сведениям был сразу же отправлен дальше, в бывшую Русскую Америку. Наверное, этот технический монстр послужил тому, чтобы 1 сентября 1891 года одновременно в Нью-Йорке и в Ситке на Аляске вышел первый номер газеты «Американский православный вестник» на русском и английском языках.
Так что, по всей видимости, возможностей для печатания открыток в Якутске не было. Может, кто-то из краеведов знает и запостит тут что-нибудь интересное в этом плане.
Георгий Спиридонов
Фото: На открытке дореволюционный художник ошибся в написании слова «здоровье»