По словам руководителя ГЭТ Евгения Жираткова, в первые девять месяцев 2017 г. доходы предприятия составили 1,092 млрд рублей, расходы — 1,274 млрд рублей. Кредиторская задолженность приближается к половине миллиарда и составляет 457 млн рублей. Дефицит средств оценивается в 33 млн рублей ежемесячно.
Как следствие на предприятии зарплаты на 10 тысяч рублей ниже, чем в среднем по отрасли. По данным Жираткова, это 32 тысячи рублей в месяц у водителей и 16 тысяч рублей у кондукторов. Люди идут неохотно. ГЭТ не хватает 240 водителей и кондукторов.
По оценкам Жираткова, у ГЭТ самое низкое число троллейбусов (274) и трамваев (139) за последние 20 лет. Притом, что отходили они уже вдвое больше положенного срока.
В критическом состоянии большая часть трамвайных путей. «Связистов, Мира, Сибиряков-Гвардейцев, Волочаевская, Учительская, Зыряновская, — перечислил глава предприятия самые проблемные улицы. — В 2018 г. необходим капитальный ремонт ул. Мира, почти 3 км, Волочаевская, тоже почти 3 км и 2 км на Учительской».
По словам Евгения Жираткова, необходимо 115 млн рублей, иначе движение по этим улицам просто прекратится.
«С 2014 по 2017 гг. нам не удалось капитально отремонтировать ни одного километра пути. Мы сделали левый поворот на ул. Вертковской, кольцо на пл. Маркса, новый путь до Чистой Слободы. Но капитального ремонта не сделали ни километра», — подчеркнул глава ГЭТ.
Он рассказал о мероприятиях по оздоровлению предприятия, в том числе о попытках внедрения «бескондукторного обслуживания». О судах с владельцами оптоволоконных сетей и прочем. Но всего этого на фоне огромных долгов явно недостаточно.
Начальник транспортного департамента Роман Дронов также обратил внимание на давно не повышавшиеся тарифы на проезд в общественном транспорте города. По данным Евгения Жираткова, сегодня себестоимость перевозки на трамвае и троллейбусе в Новосибирске составляет в среднем 23,5 рубля на одного пассажира.
Депутаты по-разному оценивают дальнейшую судьбу ГЭТ, но сходятся в одном — необходимо как можно скорее решать, каким будет будущее предприятия, поскольку вскоре можно пройти точку невозврата и спасать будет уже нечего.
По словам депутата Игоря Титаренко у ГЭТ огромный накопленный долг, который кредиторы пытаются вернуть, в том числе путем отчуждения имущества. Так может дойти до того, что кредитор в счет долга заберет модернизированный трамвай, например, на 13-м маршруте, где много таких вагонов, отметил депутат.
«Мэрия, департамент по тарифам должны принять политическое решение — либо регулярно субсидировать предприятие, либо повышать тариф», — считает Игорь Титаренко.
По мнению депутата Вячеслава Илюхина, повышать тариф вряд ли получится, доходы людей не позволяют это сделать. Рост цен может привести к социальному взрыву, считает депутат. Илюхин называет ГЭТ «планово убыточным» предприятием и отмечает: «Нужно считать, и либо закладывать деньги в бюджете на финансирование предприятия, либо расформировать его. Других путей я не вижу».
Глава комиссии горсовета по городскому хозяйству Игорь Кудин считает необходимым создавать систему работы ГЭТ — пути, вагоны, остановки и т.д. Поднятие тарифа не спасет предприятие, считает он. Депутат также поведал о планах создать рабочую группу «город-область», направленную на решение этой проблемы.
Пока ГЭТ считает убытки, а депутаты и чиновники ищут деньги на решение проблемы, новосибирцы на остановке прямо посреди проезжей части, которую выделяет только разметка, ждут свой трамвай и не ведают — удастся ли доехать до места назначения в этот раз, или нет.