Вопрос ликвидации МУП «Автостоянка» значится в повестке ближайшего заседания Думы, которое пройдет в этот четверг.
О нелегкой судьбе муниципального предприятия в городской администрации говорят еще с начала нулевых. Однако само слово – «банкротство» впервые прозвучало из уст тогдашнего градоначальника Николая Нонко в середине 2016 года.
«О том, что у муниципального предприятия «Автостоянка» большое и светлое будущее, я сказать не могу. Скорее, все наоборот. К сожалению, оно в последнее время показывает отрицательные финансовые результаты: убытки постоянно нарастают. Сегодня сформировались большие задолженности и перед местным бюджетом, и перед налоговой службой», – пояснил тогда мэр.
Цифры это подтверждают. В сети в открытом доступе можно ознакомиться с бухгалтерской отчетностью предприятия, публикуемой Федеральной службой государственной статистики. Правда, данных за 2017 год пока нет – отчет публикуется с задержкой, и данные за предыдущий год обычно становятся доступны в сентябре-октябре текущего. Однако и имеющихся вполне достаточно, чтобы понять тенденцию.
Последний раз предприятие получало прибыль еще в 2013 году. Тогда МУП «Автостоянка» заработало 179 тыс. руб. Дальше – по наклонной. В 2015 году предприятие сработало себе в убыток на 2,1 млн руб., в 2016 – на 1,3 млн. Выручка идет вниз с 2012 года. Тогда за свои услуги МУП «Автостоянка» получила 10 млн руб., в 2016 – уже 4,5 млн руб.
Прибыль МУП «Автостоянка» по документам службы статистики. Инфографика: сергей Левит, «БР».
Зато финансовые обязательства растут. В открытых исполнительных производствах по организации значатся взыскание налогов и сборов, включая пени. На середину апреля 2018 года сумма задолженности предприятия была более 162 тыс. руб.
Напомним, МУП «Автостоянка», будучи владельцем городских участков, на которых размещены стоянки, платит земельный налог. При этом муниципалитет не вправе предоставить предприятию какие бы то ни было налоговые льготы и снять с него земельный налог. Кстати, именно по этой причине чаще всего отказывались от своих участков частники, когда основной поток клиентов переместился с платных парковок в «бесплатные» дворы, а уведомления от налоговой службы продолжали идти.
А ведь изначально конкурентов у муниципальных стоянок было хоть отбавляй. С той целью МУП и создавалось в 2002 году, когда шел активный самозахват земельных участков, и частные автостоянки росли как грибы после дождя. Нужно было как-то оградить от захвата муниципальные территории – так и появилось предприятие.
Однако через 10 лет, в 2012 году, заговорили о трудностях и «избавились» от двух стоянок. Из 11 тогда осталось девять, две из которых были специализированными – туда отправляла автохлам и штрафников. Реальную прибыль из них приносили лишь пять. Четыре значились убыточными. Тогда и заговорили о возможных путях оздоровления МУПа.
В пик активной борьбы со стоянками-нелегалами, многие из которых располагались на муниципальной земле и работали нелегально, в мэрии даже говорили, что было бы неплохо, чтобы изъятые земельные участки перешли в ведение МУП «Автостоянка». Для этого необходимо было заявиться на конкурс-аукцион, и прибыль, размер которой тогда был около миллиона, позволила бы муниципальному предприятию выиграть его и забрать освободившиеся участки. Кроме того, говорили о необходимости расширять сферу своих услуг и осваивать новые предложения: от прогрева автомобилей в зимний период (в городе тогда уже появились первые коммерческие передвижные бригады, выезжающие куда угодно для запуска замерзших авто) до цивилизованного мытья автомобилей. Но прозвучавшие предложения не помогли. Предприятие стремительно уходило в минус, стоянки закрывались.
На сайте городской администрации и сегодня указано, что за МУП «Автостоянка» числятся девять участков. Перечислено, правда, восемь:
На городской же карте действующих предприятий муниципальных стоянок указано всего три: на Зеленом Клине, неподалеку от «Ривьеры»; на пересечении улиц Мерлина и Красноармейской, неподалеку от школы № 8, и на АБ, за торговым комплексом «Мария-Ра».
В ноябре 2017 года была закрыта стоянка на улице Ленинградской, которая, по уверениям местных жителей, спросом пользовалась всегда. Дворы тут небольшие, и по возвращении с работы найти место для авто всегда сложно.
Николай Кандилаки, директор МУП «Автостоянка» пояснял «БР», что решение о закрытии было принято еще в сентябре. Причина все та же – нерентабельность. И эта тенденция прослеживается во всем городе. Только за прошлый год предприятие закрыло пять стоянок. Оставлять свои авто водители предпочитают во дворах, на детских площадках, газонах, на обочинах дорог, а не платить 60–80 рублей за «ночевку» машины.
Но и их скоро на всех не хватит. Число автомобилей в Бийске растет. Сегодня в собственности бийчан немногим более 55 тысяч единиц транспорта. Через десять лет, по прогнозам, цифра вырастет еще на 10 тысяч.