Текст письма зачитал на сессии спикер горсовета Дмитрий Асанцев. В обращении пересказываются предыстория вопроса и его обсуждения новосибирскими депутатами, в том числе снижения суммы гарантированного концессионеру дохода и другие параметры, говорится о пользе от строительства и появления крупного объекта для города. И сообщается:
«Совет депутатов поддерживает строительство мостового перехода. Направляем вам выписку из протокола 21-й сессии по указанному вопросу и просим принять во внимание мнения депутатов, высказанные в процессе обсуждения».
Само обсуждение, вернее стадию выступлений, горсовет уложил в 10 минут, что вызвало возмущение ряда депутатов. Масла в огонь недовольства подлил и вице-спикер Заксобрания Андрей Панферов, предложивший коллегам из горсовета «оставить свое мнение при себе». Региональный парламент днем ранее дебатов по этому вопросу не устраивал, а спикер Андрей Шимкив призвал всех прекратить спекуляции на тему строительства моста.
Всего «мостовой» концессии на сессии горсовета было посвящено почти полтора часа. Большая часть времени ушла на выступление министра транспорта Анатолия Костылевского и вопросы депутатов. Депутаты спрашивали министра, как вышло, что сумма гарантированного концессионеру дохода сначала была 91 млрд рублей, а теперь стала 47 млрд рублей? Кто это считал и кто виноват в просчете, который больше годового бюджета Новосибирска. Костылевский рассказал о «выявленной арифметической ошибке» и взял всю ответственность на себя.
Выступавшие парламентарии отмечали, что «мостовая» концессия, текст которой до момента подписания никому не покажут, поскольку его якобы до сих пор нет, не является государственно-частным партнерством. Указывая на то, что область гарантирует ему прибыль, а партнер никакого риска по сути не несет. И что частник здесь вовсе не нужен, поскольку это сооружение эффективнее было бы строить за бюджетные деньги без финансовых гарантий третьей стороне. При этом подписывает соглашение правительство региона, а платит вся область.
Мост предполагается строить на 26 млрд рублей капитального гранта, который пока только собирает с дальнобойщиков система «Платон», 4 млрд рублей областного бюджета и 10,7 млрд рублей концессионера («Сибирская концессионная компания группы «ВИС»), из которых только 2,3 млрд рублей — собственные средства, остальные — заемные. Строить переправу предполагается пять лет, после чего 20 лет за стройку и эксплуатацию моста, также возложенную на концессионера, рассчитываться будут сами жители города.
Проезд по мосту будет платным. По словам Костылевского, 100 рублей будут брать с водителей легковушек, 150 — микроавтобусов, 200 — грузовиков, 300 — крупногабаритных транспортных средств. Минтранс сообщает, что, по различным оценкам, по мосту поедут от 47 тысяч до 86 тысяч автомобилей в сутки. В среднем 63 тысячи авто. Вернуть надо будет 47 млрд рублей. По 2,3 млрд рублей в год. Как раз 63 тысячи по 100 рублей.
Но, по словам вице-спикера горсовета Рената Сулейманова, сегодня трафик по трем мостам составляет около 220 тысяч машин в сутки. И если их поделить на четыре, то получится 55 тысяч машин в среднем. Но не следует забывать — четвертый мост будет платным. А вся недостача будет покрываться из регионального дорожного фонда.
Костылевский уверяет: трафик к моменту постройки переправы вырастет и расчеты верны. К тому же вполне вероятно, что после ввода моста в эксплуатацию на капитальный ремонт закроют Октябрьский мост, а затем, не исключено, и Димитровский.
Депутаты уверяют — бесплатная альтернатива останется. А также настаивают — бесплатно по мосту поедет общественный транспорт. Текущим проектом этого не предусмотрено, но в правительстве против такого подхода не возражают.
По итогам обсуждения депутаты проголосовали за обращение с одобрением проекта моста и просьбой учесть высказанные парламентариями мнения. За из 44 присутствующих проголосовали 28 депутатов, шестеро были против, четверо воздержались. Остальные не голосовали.
С правовой точки зрения правительству региона, которое будет подписывать концессию, согласие городского совета не требовалось. Бюджет Новосибирска не участвует в проекте, не вкладывает в него средства. Тем не менее врио губернатора Андрей Травников просил депутатов города и области самих оценить, нужна ли «мостовая» концессия Сибирской столице или нет.
Таким образом, в первый день зимы сторонники четвертого моста перешли свой Рубикон. Однако вопрос о строительстве моста все же окончательно не закрыт. На 6 декабря, день подписания концессионного соглашения, его противники наметили акцию протеста неподалеку от здания регионального правительства. Вдохновленные весенней победой над сверхростом коммунальных тарифов, одержанной на городских площадях, новосибирские общественники требуют не заключать концессию до согласования всех ее условий с горожанами и надзорными органами. Поэтому пока вопрос о том, перейдет ли четвертый мост Обь, окончательно не закрыт.