Семь лет художественной школы, три года подготовительных курсов в архитектурную академию. Она рисовала полжизни, но отдала свое сердце фотографии. Найти свое призвание в жизни многим удается не сразу. Смелость, бросить задуманное также дана не всем. Почему бийчанка Влада Чубаева выбрала для работы пленочный фотоаппарат? Откуда непреодолимая любовь к рыжим людям и котам? Что заставляет пользоваться старинным «Зенитом», когда прогресс давно автоматизировал данную отрасль? Об этом и много другом в интервью «Бийского рабочего»
— Когда ты поняла, что хочешь стать фотографом?
— Вся моя жизнь связана с изобразительным искусством. В 2009 году окончила художественную школу. Планировала поступать в Новосибирск, в архитектурно-художественную академию. Но вдруг, в конце 11 класса, я поняла, что рисовать ненавижу и не хочу связывать с этим всю мою жизнь. Я осознала, что истинного таланта у меня нет — рисовала механически, без души. Портреты, пейзажи…я не получала удовольствия от дела, которым занималась. Но и без творчества не могла – энергию необходимо было куда-то направить. И вот в 2012 году в дедушкином шкафу я как-то обнаружила старый фотоаппарат. Первые снимки делала именно им. Правда, случился конфуз – ни один снимок напечатать не удалось, слишком изношенным был фотоаппарат – пленка оказалась засвеченной, кадры не получились.
— Трудности не заставили тебя отказаться от задуманного?
— Они меня озадачили, но я не стала опускать руки. Начала искать информацию в Интернете и поняла, что дело не в моих «кривых руках», а в фотоаппарате. Родители посоветовали обратиться к знакомому – Геннадию Степановичу Масличенко. Он не только руководил станцией юных техников, но и владел коллекцией фотоаппаратов. В семейном альбоме даже есть фотография, он снял меня, двухлетнюю малышку. Казалось, сама судьба вела меня. Геннадий Степанович начал меня учить и продал за очень смешную сумму пленочный фотоаппарат в шикарном состоянии.
— Почему ты выбрала пленочный фотоаппарат, а не цифровой?
— Фотография – это искусство. Можно было рисовать то, что видишь, как оно есть. А можно как Винсент Ван Гог или Василий Кандинский изображать действительность с индивидуальными правками. Я не хочу просто взять «тушку», хороший объектив и показывать картинку, которую мы и сами всегда видим. Я решила пропускать увиденное через пленку, потому что кадры получаются совсем другие. Изображение более полное. Пленка сродни популярным современным фильтрам — они автоматически преображают картинку, визуально делают другой, добавляют глубины, а фокус размывает изображение. С помощью пленочного фотоаппарата я делаю это сама. При создании кадра для меня не важны мегапиксели, отвечающие за четкость, важна суть.
— Какие знания необходимы для работы с пленочной техникой?
— Нужно знать не только основы композиции, как правильно сочетать тона, куда поставить объект, но и всю технологию. В «цифре» нужно выбрать режим и нажимать на кнопку, фотоаппарат понимает сам какую выставить диафрагму, выдержку. На пленочном фотоаппарате ты это делаешь вручную. Конечно, есть экспонометр, он покажет, как правильно выставить свет, но на моей модели он был сломан, пришлось учиться самой. За это я пленку собственно и люблю – мои кадры полностью зависят от меня.
— Кого или что ты предпочитаешь снимать?
— Людей и котов, желательно рыжих. Очень люблю рыжих людей, даже не знаю, почему они меня привлекают. Если уж их нет, тогда остальных. Я ищу интересные лица, часто останавливаюсь на улице, когда меня что-то заинтересует. Однажды, я увидела кота, который покорил меня. Несмотря на дождь, удалось сделать пару снимков – теперь большинство посетителей на выставке почему-то подолгу стоят именно перед этим фото. Мое внимание притягиваю нестандартные лица. Я постоянно рассматриваю людей. Большие интересные носы моя слабость. Классические каноны красоты неинтересны. Трудно сказать, что именно меня привлекает. У меня на фото люди разные. Привлекает именно непохожесть на других.
— У тебя были персональные выставки?
— Моя вторая выставка работает в торговом центре «Модный». Для нее я выбрала около 80 работ – своих самых любимых.
— С какими трудностями сталкиваешься во время работы?
— Попыток сделать фото у меня мало. Модели не привыкли к этому. Ведь цифровой фотоаппарат позволяет не задумываться, ну моргнул или чихнул, ответил на телефонный звонок. Часто люди вспоминают, что хотят зевнуть, или выдыхают на морозе – полфотографии в дымке. Животных вообще трудно заставить замереть. С опытом, правда появляются сверхспособности что ли?! Животные меня слушаются.
— Как происходит работа по созданию готового снимка?
— Я проявляю фото в студии у Геннадия Масличенко. Раньше туда ходили заниматься ребятишки, но почему-то в управлении образования решили, что это старомодное неинтересное занятие и финансирование прекратили. Технология такова: нужны специальные бумага и химические реактивы. Фотоаппарат с готовыми кадрами укладывается в черную коробку с рукавами. Именно там, внутри, создаются идеальные условия. В кромешной темноте я вынимаю пленку и перекладываю ее в барабан для проявки. Затем, выбираем бумагу необходимого размера (такой будет наша фотография), увеличиваем кадр, с помощью механического фотоувеличителя. Специальным рычагом добавляем резкость, яркость контрастность – все вручную, такой старинный фотошоп. На просушку и готово. Первый раз только с одной фотографией я возилась час. Сейчас уходит минут по 15 на каждую. Сейчас, кстати, в Бийске появился один центр, который занимается проявкой пленки и ее оцифровкой.
— Дорого ли заниматься фотографией?
Фотоаппарат мне достался практически даром. Бумага, реактивы их можно заказать через интернет, правда, качество часто не соответствует описанию. Проявка пленки 300 рублей, оцифровка 200. Чаще всего из пленки в 36 кадров: многие не получились, 15 — для работы над ошибками, 5 — получились.
— Трудно уговорить человека раскрыться перед камерой?
— Я стараюсь много разговаривать с людьми, узнаю желания, чтобы выразить их сущность на фотографии. Главная цель — одним кадром рассказать историю о человеке. Многие приходят уже со своим готовым планом, это тоже хорошо. Ведь все мы разные: кто-то хочет фото по моде прошлых лет. Некоторые — пошалить, заказывают живую репортажную съемку, например, с картинга – нужно уловить эмоции, мимику.
— А как же собственный неповторимый стиль столь модный в современной фотоиндустрии?
— Стиль у фотографа быть должен, но нужно и быть универсальным. Нельзя загонять людей в рамки, которые ты сам считаешь модными. Фото должно нравиться владельцу. Если человек, не идет на контакт, его можно уговаривать, очаровывать, использовать все свои навыки и умения, но главное, его нужно поставить в ситуацию успеха, чтобы он забыл о негативном опыте…Когда он увидит, что получился хорошо, тогда он вернется опять.
— Как удается подобрать ключик к человеческой душе?
— В этом помогает образование психолога и предыдущие места работы. Я училась в педагогическом университете на факультете «Психология», все годы была профоргом факультета. Поступила в магистратуру, до 2019 года буду учиться там. Окончание магистратуры дает студенту новую специальность, позволяющую работать не просто учителем, а в моем случае «Менеджмент в образовании» в руководящем составе школы. Еще я работала один творческий сезон в Городском дворце, затем в университете – специалист по учебно-методической работе отдела по внеучебной работе, т.е. тоже занималась организацией мероприятий (танцы, песни, поездки). Работа с людьми помогает легко находить с ними общий язык. Учит с первого-второго взгляда понимать их.