Весна еще не пришла, а происшествиями на льду край уже отметился.
Вместе со сверстниками 12-летний мальчик играл на льду возле дамбы у реки Барнаулки. Река эта довольно мелкая, в зимний период уровень воды – с полметра. Но и тут притаилась опасность…
Ребята фотографировались. Один из мальчишек увидел, как пенится вода у кромки, лег рядом – хотел сделать селфи, и в этот момент соскользнул в воду. Получилось так, что мальчишка головой вперед провалился в промоину, его подхватило течение и быстро затянуло под лед. Друзья, которые были рядом с ним, ничего не смогли сделать.
Самолюбование в виде селфи (когда на камеру смартфона фотографируешь сам себя) до добра не доводит, в очередной раз напоминает Игорь Ускорников, старший инспектор Бийского участка Государственной инспекции маломерных судов. Всякий раз люди с телефонами в руках забывают об опасности. Сколько случаев уже отмечалось, когда увлекаясь фотографированием себя, любимого, люди падали с лодок, катеров, катамаранов, теплоходов. Благо большая часть заканчивалась лишь промокшей одеждой и утерей дорогостоящей техники. Но последний случай с барнаульцем взбудоражил всю общественность: ребенок погиб, и ведь не скажешь, что дети на реке оказались случайно. Выходит, совсем не осознавали опасности?
Игорь Ускорников. Фото из архива: Екатерина Егорова, «Бийский рабочий»
Причина, говорит Игорь Иванович, банальна – самоубеждение, что подобное может случиться с кем угодно, только не со мной. Беда всегда происходит далеко. Но когда под водой оказывается кто-то из близких – ощущения отнюдь не такие. И тут главное – не растеряться.
Рейды, профилактические мероприятия, занятия в школах инспекторы ГИМС проводят регулярно. Но Игорь Иванович признается: как ни бейся они совместно с учителями ОБЖ, пока к той же работе не подключатся сами родители – толку будет мало. Но у взрослых то времени нет, то включается та же самая реакция – «с нами такого не случится». Спасатели такие отговорки называют иллюзиями, напоминая, что весь город стоит на воде – 32 км Бии. Меж тем юных «капитанов» с плывущих льдин снимают регулярно. А ведь окажись лед чуть слабее – и трагедии не избежать.
Тем не менее именно ребят инспекторы ГИМС называют одной из самых благодарных категорий своей аудитории. Те с интересом слушают, как на взгляд определить прочность льда, как вытащить провалившегося под лед товарища и как оказать первую помощь. Но равняются-то все равно в первую очередь на близких взрослых. Однако, увы, те нередко сами страдают от безответственности.
Игорь Иванович говорит, что в память навсегда врезался случай, когда им, водолазам-спасателям, приходилось поднимать со дна реки машину с тремя утонувшими: молодой женщиной, ее матерью и ребенком, крепко зажатым в женские объятия…
А началось все с «авось, пронесет». До моста было далеко. Решили ехать по льду. И ведь видели, что на поверхности уже проступила вода, но решили испытать судьбу. В итоге лед под колесами треснул, машина начала крениться, уходя капотом под воду. Пассажиры успели лишь открыть двери, чтобы площадь давления была больше– в подобных ЧП это если не остановит погружение, то хотя бы на время может его замедлить. Мужчина-водитель выбрался из салона. Его супруга, сидевшая впереди, решила забрать у своей матери ребенка. В этот момент машина накренилась еще больше и пошла ко дну. Сложно представить, что должен был испытывать человек, бессильно наблюдая, как автомобиль с его семьей уходит под воду…
Подобные происшествия чаще всего случаются в районах – там, где до ближайшего моста или переправы десятки километров. Но какая нужда толкает людей на лед в городской черте?
Вот и у нас сложились традиционные народные тропки, по которым пересекают Бию. Как ни странно, самая распространенная – в непосредственной близости от коммунального моста: с центрального пляжа – на левый берег. Вторая по «востребованности» тропка в районе Зеленого Клина. Конечно, таблички «Движение по льду запрещено» тут появляются регулярно, правда, ненадолго. Многие гуляющие тут же отправляют их в костер.
На АБ на лед не выходят – вылетают. Местная лесопарковая зона давно стала главным пристанищем всех любителей покататься на бубликах, сноубордистов, лыжников. Первые особенно разгоняются тут до неимоверных скоростей. Кстати, сами спасатели резиновые ватрушки и бублики называют одними из самых опасных для развлечений. Нередко подобные катания заканчиваются компрессионными переломами. Снаряд пружинит, остановить его невозможно, и в какой-то момент человек просто улетает с него на снег – отнюдь не пушистый, а жесткий, накатанный. Но это еще полбеды. Другая половина в том, что несутся эти неконтролируемые снаряды аккурат рядом с незамерзающей полыньей. Сотрудники ГИМС уже не раз обращались с просьбой запретить тут катание, ну или хотя бы установить тут сеть, чтобы ловить особо разогнавшихся еще до воды.
Еще одна особая категория – зимние рыбаки. Для них лед – не опасность, а радость. На лед выходят даже в морозы – потеплее оденутся, палатку поставят и сидят. У них даже поговорка есть: «День, проведенный на рыбалке, в зачет жизни не идет». Рыбачат в основном на карьерах – 22-х и Смоленских – ловят окуньков, а в Бийске – у понтонного моста, в «ковше» Бийского речного порта. Сколько их тут ни гоняли, те не поддались, говоря, что и без памяток прописные истины знают. В итоге тут даже поставили спасательный пост – на всякий случай.
Прежде в районе Зеленого Клина была ледовая переправа. Организовывалась она в качестве альтернативы коммунальному мосту. Затем появилась другая – более безопасная, в районе Бийского речного порта, и необходимость в переправе на Зеленке отпала. К слову, ответственность за безопасность людей на ледовых переправах несли не только владельцы переправы, но и ГИБДД, а также муниципалитет. Одним словом, все, кто участвует в приемке ледовых переправ. Сама по себе организация ледовой переправы – процесс серьезный и долгий, который проходит в несколько этапов: проектирование, строительство, проведение испытаний, техническое освидетельствование, сдача в эксплуатацию, открытие ледовой переправы, ремонт ледовой переправы, окончание и закрытие ледовой переправы. Сегодня в черте города ледовых переправ нет.
Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой.
В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша.
Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25 %.
Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета прочный, прочность белого вдвое меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.
Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание. Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить поочередно ноги на лед.
Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
Ползите в ту сторону, откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.
Вооружитесь длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать шарфы, ремни или одежду.
Следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье.
Остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест.
Осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны. Ползите в ту сторону, откуда пришли.
Доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело до покраснения кожи смоченной в спирте или водке суконкой или руками, напоите горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь, который в подобных случаях может привести к летальному исходу.