Бийск выделяет 15 млн рублей на реставрацию Ассановского особняка. «БР» заглянул в проекты архитектурном мастерской Евгения Тоскина, чтобы узнать, какие работы ждут здание музея в скором времени.
Проект реконструкции подготовил авторский коллектив под руководством архитектора-реставратора Евгений Тоскина.
В проекте много внимания уделено истории здания. Так, подробно описано, каким было обустройство особняка в годы, когда здесь жила семья Ассановых.
Городская усадьба купца первой гильдии Николая Ассанова была построена по проекту выдающегося зодчего Сибири Константина Лыгина. С ним бийский купец познакомился в Томске, куда ездил вместе с на общегубернское купеческое собрание. Вскоре архитектор предложил Ассанову свой проект. Здание было легким, чистым, светлым, без архитектурных излишеств, которые были характерны в те времена для купеческих особняков.
В мае 1913 жена бийского купца Мария Андреевна обратилась бийскую городскую управу с заявлением и представила проект плана на постройку каменного двухэтажного дома в ее усадьбе, находящейся на пересечении тогда Казачьей улицы и Владимирского переулка.
Через год Ассановы отпраздновали в особняке новоселье. Здание было двухэтажным кирпичным с подвальным помещений, межэтажными деревянными перекрытиями, паркетными полами и железной крыше. Стены были выложены в три кирпича. Высота помещений была более четырех метров. Общая полезная площадь здания — 968 кв м.
Особняк был оснащен калориферной системой отопления. С внутренней части двора имелась подземная комната со сводчатыми перекрытиями. Через люк в подвал спускали баранов, где их свежевали. Рядом был большой ледник — холодильная комната. В 30-градусные морозы он набивался льдом, поэтому на стенах и потолке всегда висели большие кристаллы инея.
Константин Лыгин разработал не только план особняка, но и всю мебель для украшения его интерьеров. К сожалению, из нее сохранились только буфет, трюмо, два кресла и две скамеечки.
Исторические цвета особняка.
Усадьба включала в себя еще и конюшню с каретными сараями. В конюшнях можно было содержать два десятка коней.
К сожалению, бесчисленная смена постояльцев ассановского особняка, начавшаяся поле революции, на пользу зданию не пошла. В настоящее время от первоначального убранства интерьера дома сохранились характерные для стиля балясины лестницы, мозаичные полы, двери и окна. В 1970-х годов двери в глубине портиков западного и южного фасада были переделаны в окна. Утрачены декоративные скульптуры львов, украшавшие парадный вход, фонари, калитка. Первоначальная планировка сада изменилась. К конюшне сделали пристрой.
Лишь в 1991 году в здании был проведен капремонт, но о реставрации здания не говорилось ни разу.
За эти годы стены цокольного этажа поразил грибок, отмечено массовое поражение плесенью, штукатурка и краска отслоились. Перекрытия крыши разъела гниль. Здание, одну из визиток Бийска, необходимо срочно спать. Не один год Ассановский особняк «кочевал» из программу в программу, однако до конкретных действий дело не доходило.
Несколько лет назад в рамках обучения программу реконструкции особняка составили томские студенты. Тогда же в химической лаборатории Томского НИИ «Сибспецпроектреставрация» удалось определить первоначальные цвета, в которые были выкрашены здания усадьбы Ассанова. К ним в проекте Евгения Тоскина и решено вернуться. Фасад вновь станет светло-серым, цоколь — темно-серым, а интерьеры приобретут нежно-кремовые оттенки.
Главный вход в музей согласно проекту остается на прежнем месте — ведущий к парадной лестнице. Впрочем, разработчики предусмотрели оснащение купеческого здания лифтом для инвалидов-колясочников. Цель, конечно, благая — сделать архитектурным памятник доступным для всех, однако лифт сегодня остается одним из главных предметов спора неравнодушных к судьбе здания людей. Ведь если речь идет о восстановлении исторического облика, то о каком лифте может идти речь? К тому же это потребует переустройство особняка в целом.
Ассановский особняк сегодня. Фото: Иван Зяблицкий.
Работы предусмотрено много. Прежде всего, речь идет именно о спасении крыши и фасадов, просушке кирпичной кладки фундамента.
Двери, оконные рамы, полы решено воссоздать идентичными историческим. По возможности освещать здание должны светильники первоначального вида и подвесные люстры, характерные для эпохи начал 20 века и воссоздающие интерьер начала прошлого века купеческой семьи.
Предусмотрен и демонтаж диссонирующих поздних пристроек. Прежде всего речь идет о конюшне, к которой «приклеился» гараж. По замыслу проектировщиков, осмотр музея должен завершаться ознакомлением с каретным двором, где разместится экспозиция карет.
Из проекта:
Еще больше фактов об истории, устройстве и жителях знаменитого бийского особняка — смотрите в программе «Городские очерки»:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.