Якутское кино — феномен. Единственные регион в России, где сложилась небольшая, но активная киноиндустрия. Фильмы снимаются и окупаются, что редкость для российского кино, пусть даже речь идет о небольших бюджетах. Но размеры регионального кинорынка обескураживающе малы, всего 950 тысяч жителей. Из них целевая аудитория якутского кино, в силу ориентации на якутский язык, еще меньше. При этом кино и анимация, как и IT, являются крутейшим интеллектуальным продуктом, который можно экспортировать и на базе которого можно развить целую индустрию с большим количеством рабочих мест. Примеров успешного масштабного экспорта якутского кино еще не было. И мы, в рамках программ развития «Синет Спарк» и «Синет Сахавуд», решили сделать первые шаги в этом направлении…
Известно, что азиатское кино в России (да и в мире) не очень популярно. Есть некоторые исключения, это в первую очередь гонконгские фильмы во главе с хитами от Брюса Ли и Джеки Чана, плюс отдельные успешные проекты в Голливуде, но в целом масштабы небольшие. В анимации особое место занимает японское аниме, ставшее всемирным культовым феноменом. Но очевидно, что пытаться найти массового зрителя в России, на Западе или в дальнем зарубежье будет сложно. Особенно сейчас, когда у местной киноиндустрии в этом не очень большой опыт.
Исходя из этого, вытекает логичный вывод — для начала попробовать расширить аудиторию якутских фильмов до близких по этническому фактору и пост-советскому менталитету жителей Казахстана. Там живет 18 миллионов человек, что уже намного больше миллионного населения Якутии. Население достаточно обеспеченное — по ВВП на одного жителя Казахстан равен или даже чуть больше России. Люди активно ходят в кино и знают русский язык. Вторым эшелоном могут пойти соседний Кыргызстан, далее Бурятия, Тыва, Алтай, Калмыкия. Условно это первый шаг в экспорте якутского кино можно назвать как «тюркский кинорынок».
С чего начать? Мы решили применить один из базовых маркетинговых инструментов в IT, так называемые a/b тесты. Это к примеру когда в один день на сайте интернета-магазина кнопка «Заказать» выдается то зеленым, то синим цветом, потом снимаются точные данные, что лучше работает и потом уже кнопка постоянно становится зеленой или синей. Это позволяет шаг за шагом поднять эффективность всей системы. К слову в кино, как и в IT и в целом в якутском бизнесе, не хватает использования накопленных знаний, техник, по развитию бизнеса. Креативная составляющая сильная, много ярких талантов, самородков. Я убежден, что если к этому добавить современный business development, то должно получиться то, что мы сделали в IT — успех на глобальном уровне.
Как же провести a/b тест в кино? Мы решили показать казахстанцам 6 разножанровых якутских фильмов, добившихся успеха на родном рынке. Замерить процент ушедших с сеансов и попросить зрителей, посмотревших фильмы, заполнить простые анкеты. Также самим визуально оценить насколько зрители тепло воспринимают фильмы, смеются ли, плачут ли, аплодируют и так далее.
«Синет» наметил план и выделил финансирование на эксперимент. Мы попросили всю работу координировать в качестве менеджера Анну Борисову из кинотеатра Лена, она, к слову, несколько лет работала у нас на News.Ykt.Ru. Забегая вперед, скажу, что Аня сделала все предельно четко и хорошо, спасибо ей!
«Сахафильм» и другие кинопроизводители любезно предоставили фильмы. Это были:
Нашли и договорились об аренде зала на 85 зрителей в кинотеатре «Арман» в центре Алматы. Дата a/b теста была назначена на 2 июня 2019 года, воскресенье. Зрителей звали в основном через баннеры и пуши в inDriver, с 2015 года являющимся самым популярным сервисом такси в Казахстане. Также в день просмотра четыре волонтера раздавали флаеры-пригласительные снаружи.
Общие итоги теста и выводы:
1. Техника a/b тест показала свою эффективность в теме кино, можно применять в других странах.
2. Безоговорочный лидер по итогам теста — фильм «Надо мною солнце не заходит».
Мы рекомендуем якутской киноиндустрии взять этот жанр как основной экспортный. Его можно условно назвать «архетипичная драмеди» или фильм, в котором смешивается несмешиваемое — жизнь и смерть, смех и слезы, драма и комедия. Все это на фоне символов понятных любому человеку в мире — старик, море, семья, надежда и любовь. Яркий представитель этого жанра — фильм «1+1», один из самых любимых фильмов в мире.
На наш взгляд Якутия должна сформировать один жанр, который станет узнаваемым для внешнего мира. Как аниме для Японии, кунг-фу для Китая, K-pop от Кореи. Если пытаться экспортировать разножанровую продукцию — может быть размытие бренда. При формировании единого сильного бренда, позиционирования — они начнут поддерживать все якутские фильмы.
Синет по согласованию с создателями фильма «Надо мною солнце не заходит» готово произвести его маркетинговое продвижение по всему миру, среди кинопрокатных сетей, онлайн-кинотеатров и ТВ. Если будет эффект, то этот очень удачный и сильный фильм может стать «ледоколом» для якутского кино и его визитной карточкой, что облегчит продвижение следующих фильмов.
Также при распределении грант на следующий год от фонда «Синет Сахавуд» мы вынесем в приоритет жанр драмеди, как имеющих лучший экспортный потенциал.
Арсен Томский, основатель и руководитель InDriver, Sinet Group
Подробнее ознакомиться с результатами анкетирования А/В теста можно по ссылке