Алтайский прорыв

03.06.2018 20:33 1

Алтайский прорыв

Жернаков

Жернаковы были фамилией значимой. Сын купца, Николай Евграфович ещё проявит себя в 1917 году как один из лидеров ново-николаевских эссеров, а племянник — Владимир Ипполитович, внесёт неоценимый вклад в вопрос места примыкания Алтайской дороги к Транссибу.Алтайский прорыв

Владимир Ипполитович закончил юридический колледж в Петербурге, владел несколькими иностранными языками, а в 1909 году Жернаков был избран Городским головой Ново-Николаевска. Он стал первым руководителем города уже следующего уровня, после того как император Николай II разрешил применить к Ново-Николаевску городское положение «в полном объеме». И сразу попал в огонь — на разрушительный пожар мая 1909 года. Восстановление города после этого пожара, строительство в центре каменных зданий, приглашение в город архитектора А.Д. Крячкова, строительство первых кирпичных школ и Городского торгового корпуса — всё это заслуги Владимира Ипполитовича Жернакова. Это именно он придал Ново-Николаевску реальное, визуальное восприятие вида города, и городской инфраструктуры.

Бюджет города при руководстве Жернакова вырос более чем в три с лишним раза. И в этом большая доля Алтайской железной дороги, строительство которой было одним из главных прожектов городского головы. Он называл его «делом исключительной важности».

На место примыкания новой Алтайской железной дороги к Транссибу, на этот железнодорожный узел претендовали и другие города, в частности Омск и Тайга. Томск вполне мог взять реванш за отклонение Транссиба на юг в 1891 году.

Вопрос этот начали обсуждать в ново-николаевских газетах ещё в 1908 году. В течении трёх лет Жернаков забрасывает Петербург своими «соображениями», «ходатайствами», «записками», сам часто ездит в столицу отстаивать проект в министерствах. Там «для личных бесед и участия в комиссиях» находится и, как бы сейчас сказали, «полномочный представитель» Ново-Николаевской городской думы инженер Сигмунд Феликсович Дунин-Марцинкевич.

И вот, наконец-то, 10 марта 1912 года вариант примыкания дороги Государственным Советом был выбран, а 3 июня высочайше утвержден. Ново-Николаевск становится транспортным узлом. Пшеница Алтая, скот Казахстана идут в Россию через него.

Вскоре заштатный городок было не узнать. На следующий год в нём уже проживало более 86 000 человек, работало несколько банков, крупных предприятий. Промышленность Ново-Николаевска занимала 80% объёма мукомольного рынка Томской губернии.

Будагов

И тут в город возвращается Григорий Моисеевич Будагов, к тому времени уже действительный статский советник. В 1895 году из-за конфликта с руководителем строительства железнодорожного моста Березиным Будагов был вынужден покинуть наш посёлок и уехал в Томск.Алтайский прорыв

В 1911 году ему поручается руководство изысканиями и строительством Алтайской железной дороги протяжённостью более 650 км — от Семипалатинска до Ново-Николаевска. Эта дорога была нужна стране, поскольку промышленный вывоз грузов с южных регионов был возможен только по Оби и Иртышу и то только в навигационный период. И о постройке железной дороги говорили уже не одно десятилетие.

Дорога строилась не на государственные деньги, а на концессионных началах, на частные средства нескольких российских и французских банков. Началось строительство 1 июля 1913 года в Семипалатинске, через год началась Первая мировая война, но она не остановила строительство. Через два с четвертью года, после приёмки южного железнодорожного моста через Обь дорога была закончена. 8 октября 1915 года первый пассажирский поезд отправился из Ново-Николаевска в Барнаул.

Наш кусочек этой дороги, станция «Алтайская» была заложена 30 июля 1913 года. Теперь эта станция называется «Новосибирск-Южный», а здание её пассажирского вокзала и некоторые станционные сооружения недавно стали объектами культурного наследия регионального значения.

Город не забыл своих героев. Одна из основных улиц Ново-Николаевска, идущая в южном направлении, благодарными горожанами была названа Будаговской. И уже в 1920 году, переименована Советской властью в Большевистскую. Сам Григорий Моисеевич успел ещё поработать на изысканиях и строительстве первого звена Туркестано-Сибирской железной дороги, а после революции продолжал службу на железной дороге. Умер в Петрограде в 1921 году. Несколько лет назад на карте города появилась площадь инженера Будагова, восстанавливается и скоро откроется в качестве музея дом-контора первого строителя первого железнодорожного моста через Обь.

Владимир Ипполитович Жернаков в 1913 году был переизбран Городским головой на второй срок, на следующее четырехлетие (1913-1917), но вскоре он из-за слабости здоровья подал в отставку. На посту градоначальника Ново-Николаевска Владимир Ипполитович Жернаков также снискал благодарность горожан, и был избран почётным гражданином города Ново-Николаевска — «за понесенные им труды на пользу города в течение пяти лет руководства городской Думой». Его портрет решено было вывесить в зале Думы наряду с императорским.

После гражданской войны бывший почётный мэр переехал на Украину, там был арестован как контрреволюционер и приговорён к пяти годам концлагерей. Место смерти неизвестно. Реабилитирован в октябре 1991 года.

А увековечить в топонимике Новосибирска имя одного из самых успешных мэров за всю историю города нынешние градоначальники не торопятся.

Алтайский прорыв

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назван самый вероятный конец человеческой цивилизации

Последние новости